Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум»

Ракетные корабли на воздушной подушке «Самум» и «Бора», входящие в 41-ю бригаду ракетных катеров Черноморского флота России, считаются одними из самых экстремальных и в некоторой степени уникальных военных кораблей.

Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути – катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами – это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность – 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.

С одной стороны корабль – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.


Благодаря противокорабельному ракетному комплексу «Москит» из 8 ракет, эти корабли являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.

Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей – «Самум», бортовой номер 616.


Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Советского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа «Джейран», «Зубр» и др.


Первым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП «Бора», заложенный в 1984 г. на стапеле судостроительного завода «Красный металлист» в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 г. заложен второй корабль этой серии – «Самум». На воду он был спущен 12.10.1992 г.
NATO-вская классификация кораблей этого типа – «BORA CLASS»


После постройки «Самум» был переведен по внутренним водным путям на Черное море, прибыв в ноябре 1992 г. в Керчь, а в марте 1993 г. – в Севастополь. Затем корабль опять был отправлен на завод-строитель, в октябре 1993 г. прибыв в Зеленодольск. В сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море, и с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске, официально введен в строй 26.02.2000 г. Входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота. В 2002 году данный РКВП был перебазирован с Балтики на Черноморский флот, войдя в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.


Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран.


В качестве вооружения на корабле применяются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит» (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630.


Артустановка АК-176 калибра 76,2-мм установлена на баке (носу) корабля является мощной и одновременно легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное предназначение – борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа «Гарпун» и «Томагавк».


По бортам «Самума» установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса «Москит».

В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-хтонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.

После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.


Артиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.

Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда – до 8 км.


«Самум» оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.


«Самум» оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.


Две газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил каждая обеспечивают ход на воздушной подушке.

Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.


При необходимости хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.

Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) – более 40 узлов.


Радиолокационная система




Вид на корму ракетного корабля с поднятыми винтовыми колонками и шахтой ЗРК «Оса-МА»


Ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода


Перископ


Взгляд на противоположный берег. Домики в Апполоновке


Машинный телеграф


Спускаемся в недра «Самума». Здесь узкие коридоры и жгуты кабелей


«Почтовое отделение» корабля.


Кубрик, где живет корабельная команда


Резервуар для питьевой воды в жилом кубрике


Столовая команды. Идет подготовка к ужину


Машинное отделение


Общая силовая установка корабля состоит из двух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках)…


… двух дизельных двигателей М-511А по 20000 л.с. (на 2 винта)…


… и двух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы)


Суммарная мощность двигателей превышает 120 тыс. л.с.


Автоматическая система пожаротушения палубы во время отстрела крылатых ракет


Жизнеопасно….


Бесконечный лабиринт вентилей и подающих трубок


Клинья для аварийного ремонта в случае получения кораблем пробоин во время боя


Пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д.


Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле


Ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» на параде во время празднования Дня ВМФ в 2012 г.


Данный репортаж подготовлен при содействии командования Черноморского Флота РФ
  • +17
  • 11 августа 2012, 21:03
  • Freedom

Комментарии (3)

RSSсвернуть /развернуть
+
0
Забыли сказать, что в режиме катамарана, из-за понимаемого облака брызг, для радаров он становиться невидем.
avatar

Ramzz

  • 11 августа 2012, 22:18
+
-1
красивый кораблик. только нафига ему квадратный нос? неудобно же волны разрезать
avatar

KINOsha

  • 12 августа 2012, 12:41
+
0
А он их и не режет. Это корабль на воздушной подушке
avatar

TamiN4

  • 12 августа 2012, 19:06

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Валидный HTMLВалидный CSSRambler's Top100