Нетбуки советских школьников...,

то пост о нетбуках советских школьников, офисных работников и инженеров.
Почему я так говорю? В те времена, когда я учился в школе, я понятия не имел о компьютерах — зачем они и что это такое.
У нас их просто не было. Зато у нас были калькуляторы.
Практически каждый мой одноклассник носил в школу ту или иную модель — алгебра, геометрия, физика… на этих уроках без калькулятора было никуда.
Эти машинки назывались микрокалькуляторы — они были на солнечных батареях или от сети. А некоторые модели даже шли с чехлом — прямо как сегодня мобильные телефоны…
Уже в начале 90-х в тех или иных местах стали появляться игровые компьютерные клубы, где можно было заплатив рубль-другой играть в Монтесуму, Марио или авиа-симуляторы, а у некоторых «крутых» одноклассников даже домашние Атари или Робики… Нам. детям хотелось играть в начинавшие набирать моду компьютерные игры… Некоторые играли… на калькуляторах.
Да-да… были программируемые микрокалькуляторы, на которых можно было «играть». Под катом, под всеми фото калькуляторов я расскажу и об этом…


1. Электроника МК-51. Удобный и функциональный.


2. Конторский монстр Электроника Б3-05 М. Он еще не имел ЖК-экрана, и цифры горели тонкими зелеными ниточками.


3. Электроника Б3-09 М. Агрегат на фото был выпущен в далеком 1976 году…


4. Электроника Б3-18 А — первый отечественный инженерный микрокалькулятор. Выпускался с 1976 года. И стоил, страшно сказать, 220 рублей…


5. Электроника Б3-36. Зарядка почти как у некоторых мобилок Сони-Эрикссон


6. Электроника МК-37А


7. Электроника МК-41. Еще один конторский монстр


8. Электроника МК-44. И еще один. Как же бодро на таких бухгалтера отбивали трели, быстро вписывая полученные цифры в желтые бумажные простыни…


9. Электроника МК-52 — первый советский микрокалькулятор с энергонезависимой электрически стираемой памятью (ППЗУ объемом 4 Кбит, число циклов перезаписи 10000), обеспечивающей сохранность программ при выключении питания и выполняющий функции буфера при обмене данными с внешними устройствами


10. Электроника МК-56. Память 98 команд и 14 регистров, быстродействие около 5 простых операций в секунду. При выключении калькулятора содержимое памяти стирается


11. Электроника МК-59, изготавливаемый для народного хозяйства и экспорта))


12. Электроника МК-41. Всегда умиляла его форма. Как будто конь встал на дыбы


13. Электроника МК-60. Первый советский калькулятор с питанием на солнечных элементах


14. Электроника МК-61. Вот он — программируемый микрокалькулятор, на котором можно было «играть». Если это можно так назвать


15. Он же, родной

6. Электроника МК-71 — советский инженерный калькулятор с питанием от солнечных элементов. Выпускался с 1986 года на заводе Ангстрем, продавался по цене 75 рублей. Полный отечественный аналог Casio fx-950


17. Электроника МК-85 — программируемый калькулятор (микрокомпьютер) со встроенным интерпретатором языка Бейсик. Выпускался заводом «Ангстрем», г. Зеленоград с 1986 года по 2000 год, продавался в сети магазинов «Электроника» по цене 145 рублей, что на тот момент было значительно дешевле любой другой ЭВМ, оснащённой интерпретатором Бейсика, затем по свободной розничной цене


И немного об играх на программируемых микрокалькуляторах.
Игр для ПМК было великое множество. Многие из этих игр сейчас утеряны и их невозможно найти даже среди бескрайних просторов интернета.
Что же представляла из себя типичная ПМК-шная игра. Чтобы полностью осветить все характерные особенности таких игр, мы выберем какую-нибудь динамическую игру, например «Звездный боец-4».
Сначала нужно было ввести программный кода. Он имел такой вид


Весь этот код целиком аккуратно вводится в память ПМК (как мы видим по количеству шагов — 104 — данная программа подходит только для МК-61 и МК-52). Не дай Боже ошибиться — на поиск ошибки уйдет немалое время, если вы конечно не счастливый обладатель МК-52 и не загружаете эту программу из ППЗУ.
После того, как программный код введен, необходимо заполнить регистры (это переменные в ПМК). Вводим в регистры необходимую информацию. Она обычно печатается сразу же после программного кода.
По традиции данные для занесения в регистр записываются в формате нажимаемых клавиш. В случае с нашей игрой это: «6 хП0; число от 0 до 1 хП3; 3 хП7; 50 хП8; 69 хП9; 88858893 В? 336542 KV ВП 7 хПА; 87 хПB; 59 хПС; 7 F10x хПД». Запись «6 хП0» в данном примере означает, что в регистр 0 заносится число 6.
Для сравнения, представьте, что вы купили лист (не диск, а лист) с игрой Oblivion, и вводите ее по пунктам в компьютер, вместо того, чтобы автоматически инсталлировать с диска… Теперь вы понимаете.
После того, как в регистры введены все необходимые данные, нажимаются клавиши «В/О» и «С/П», запускающие программу с шага номер 00.
«Звездный боец» — динамическая игра, а значит теперь нам нужно будет внимательно вглядываться в тускло мерцающий экран. Если мы находимся в комнате с излишком солнечного света (или, не дай Бог, на открытом воздухе), то для калькулятора лучше всего сделать козырек из плотного картона, чтобы затенять мерцающий индикатор.
Итак, напряженно вглядываемся в мерцание. Сначала это кавардак непонятных цифр и символов, а потом с завидным постоянством начинает мерцать одно и то же видеосообщение:


Это уже игра)))) да-да

Как мы знаем из инструкции (а ее обязательно нужно прочесть перед игрой, чтобы знать что означают те или иные буковки-циферки, ведь интуитивно понятной графики тут нет):

«8» слева — ничего не значащая цифра, появление которой на экране неизбежно (таковы условия создания видеосообщений для ПМК);
"-" означает вражеские беспилотные зонды;
мигающая «8» в центре — наш прицел;
еще бывают: «L» — лёгкие истребители, «C» — средние истребители, «Г» — тяжёлые истребители, «Е» — корабли-телохранители (на иллюстрации не представлены).

Цель игры: уничтожить все корабли противника, Империи Зла. На уничтожение каждого звена дается 9 ходов. Если мы за это время не уничтожим звено кораблей противника, другое звено заходит нам с тыла и уничтожает — появится надпись «ЕГГОГ», которая для большинства ПМК-игр является аналогом «game over». Если же мы их успеем уничтожить, то перейдем к следующему звену. После уничтожения последнего звена (корабли-телохранители «Е») появится свидетельство нашей победы «BLESC-93».
Как же делать ход, спросите вы, ведь после нажатия на любую клавишу калькулятор прерывает вычисления (а значит и игру)? Ответ прост — для перемещения в пространстве используется рычажок «Р-ГРД-Г». Р — влево, Г — вправо, ГРД — выстрел.
Пока мигает сообщение мы передвигаем рычаг в нужное положение и ждем. Калькулятор производит нужные вычисление и вот мигает уже новая диспозиция. Можно делать новый ход....

Комментарии (14)

RSSсвернуть /развернуть
+
0
«Электроника МК-85» лежит в метре от меня
Жалко, что не работает.
avatar

Leo_ok

  • 19 мая 2011, 22:07
+
0
а зачем тогда лежит? Викинь нафиг
avatar

Pentragon

+
+1
куркуляторы эти всё, кстати, неубиваемые. Причиной гибели моих экземпляров обычно являлось моё любопытство и последующий разбор хитрой шелезяки
avatar

Pentragon

+
0
у меня тоже рядом лежит, но зарядника от него нет(
avatar

SultanOFF

+
0
Был МК-60 дома и МК-59 у Мамы на работе и друга был Б3-36
ех было время))
avatar

FrikerOla

  • 19 мая 2011, 23:10
+
0
Был мк-61, жаль что я тогда еще и не думал программировать, поэтому калькулятор был разобран (сломан) и выброшен.
avatar

AleksGRV

  • 19 мая 2011, 23:13
+
0
ааа! МК-71, родной!
avatar

Gremlin

  • 19 мая 2011, 23:16
+
0
помню времена, когда выключали в комнате свет и сидели играли вот так жаль только мелкий был, не помню как именно…
avatar

MITSUBISHI

  • 19 мая 2011, 23:17
+
0
МК51 в своё время ой как выручал ))
avatar

Pentragon

  • 19 мая 2011, 23:30
+
0
Б3-36 в шкафу лежит. корпус металлический, просто шедевр. жаль что не портачит уж давно…
avatar

volodimir

  • 20 мая 2011, 00:50
+
-2
МК-56 нужен кому?
avatar

biker

  • 20 мая 2011, 07:46
+
-2
Тоесть МК-59…
avatar

biker

+
0
61-ый есть, почти новый. Вот только КПК круче будет
avatar

Imbecile

  • 20 мая 2011, 15:26
+
0
Электроника МК-37А валяется где-то…
avatar

Steel

  • 22 мая 2011, 19:01

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Валидный HTMLВалидный CSSRambler's Top100