Савелий Крамаров

78 лет назад родился Савелий Викторович Крамаров. Давайте вспомним этого замечательного актёра и его роли в кино.



Савелий жил с мамой Басей (Бенедиктой) Соломоновной в коммуналке. Жили трудно, едва сводили концы с концами. Чтобы не потерять работу, с мужем-политзаключенным Басе Соломоновне пришлось развестись — в те времена с осужденными жен разводили без слушания дела, сразу после объявления о разводе в «Вечерней Москве».

Виктор Савельевич отбыл срок полностью и в конце 40-х ненадолго вернулся в Москву — в последний раз. Баси Соломоновны тогда уже не было в живых. Сын его едва помнил, этот странный угрюмый человек с ввалившимися щеками показался ему чужим. Заговорили о матери. Он все понимал. «Когда я получил справку из Мосгорсуда о разводе, не поверил. Бася была самой верной женщиной на свете. Я молился за нее». Так Савелий узнал, что отец верит в Бога. Повзрослев, он и сам станет религиозным человеком и не откажется от веры ни тогда, когда заметит «хвост», выходя из синагоги, ни тогда, когда из-за «неправильной» религии его не пустят за границу.

После той встречи Савелий Крамаров с отцом больше не виделся. Виктору Савельевичу нельзя было оставаться в Москве, он вернулся в Бийск, а в 50-м был осужден снова — по тому же делу.

Мама умерла, отец сидел. Савелий остался на попечении маминых братьев. Они решили, что племянник будет обедать у них поочередно, даже составили график. Немного денег присылал брат отца из Львова. Савелий ходил в обносках, мотался от одного дяди к другому, учился неважно. В свою комнату он пустил жить человека, который выращивал собак и варил для них жуткое пахучее варево. Постоялец платил ему гроши, но и они были не лишними.

В довершение всех бед выяснилось, что у мальчика туберкулез — сказалось недоедание. Спустя много лет знаменитый артист Крамаров разыщет врача, вылечившего его, и войдет в его квартиру в Хайфе с огромным букетом и бутылкой коньяка…

Пришло время поступать в институт. Савелий мечтал о юридическом, но там наверняка тщательно изучали анкеты абитуриентов, и сыну врага народа рассчитывать было не на что. Решили подавать документы в лесотехнический. Его приняли.

Актерская жизнь началась для Савелия с самодеятельной студии «Первые шаги» при ЦДРИ. Лесотехнический он вскоре бросил, поступил в ГИТИС. Первой серьезной работой Крамарова стал рассказ Василия Шукшина «Ванька, ты как здесь». Савелий сам инсценировал его, выступал с ним в московском Театре миниатюр.

Вскоре Крамарова пригласили сниматься в кино. Его заметили после первого фильма, признали после второго — «Друг мой, Колька!», — и завертелась бурная жизнь.



Его снимали много. Он стал звездой. Только странная была эта звездность. Смешная дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов смеяться. Подарок для режиссера! Можно не утруждать себя. И режиссеры не утруждались — снимали знаменитого комика как под копирку. Из тридцати с лишним своих фильмов сам Крамаров любил лишь несколько. В конце жизни он просил указать их в бронзовой книге на своем надгробии: «Друг мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Двенадцать стульев», «Джентльмены удачи», «Не может быть», «Большая перемена»… Но в разгаре славы о плохом думать не хотелось. Он получил звание заслуженного артиста РСФСР. Как-то в ответ на вопрос о планах на будущее Савелий ответил: «Буду копить на народного! И еще хочу найти себе умную интеллигентную подругу».

С этим была проблема. В доме творчества актеров в Рузе он познакомился с чудесной девушкой, архитектором Машей, но их связь распалась. Его слава росла, а донжуанский список все не складывался. Смех он вызывал, это безусловно. А вот нежные чувства… Маска недоумка приросла к лицу, девушкам казалось, что он и его герои — одно. Крамаров даже просил друзей познакомить его с женщиной своего круга.

Со временем снимать его стали меньше. Требовали покончить с религией, перестать бывать в синагоге. Не пустили в Мюнхен на Олимпийские игры. «У меня за три последних года было всего 12 съемочных дней. Наверное, здесь моя творческая жизнь кончилась...» Он думал об отъезде. Его пробовали отговаривать:

— Где еще ты будешь так популярен, как здесь?
— В Талмуде есть слова о евреях-странниках. Наверное, таким странником буду я…

Савелий подал документы на эмиграцию, на воссоединение с дядей из Львова, жившим в Израиле. Ему отказали, так как дядя не считался близким родственником. Но дело было совсем в другом. После отъезда Крамарова Госкино пришлось бы снять с проката 34 фильма с его участием — огромные деньги! Пошли слухи, что его не снимают, потому что он оглупляет образ советского человека, и вообще он бросил искусство и перебирается к богатому дядюшке в Израиль. Савелий смеялся: «Богатый дядюшка… Пенсионер… Если удастся заехать к нему, постараюсь помочь хоть чем-то». Речь шла о том самом дядюшке, который когда-то посылал деньги в Москву осиротевшему племяннику.

Путь в кино теперь был для Крамарова закрыт. Осталась одна отдушина — Театр отказников, программа «Кто последний? Я-за вами...». Театр особый. На подступах к нему люди в штатском проверяли паспорта у зрителей, идущих на спектакль. Савелий не оставлял попыток добиться разрешения на отъезд, написал письмо Рейгану «как артист артисту». В конце концов его отпустили.

Спустя несколько лет кинопираты привезли в Россию кассеты с фильмом «Москва на Гудзоне», там был прежний веселый боевой Савелий в роли, о которой в России он не мог и мечтать. Он играл сотрудника госбезопасности, «опекавшего» группу советских музыкантов. В одной из сцен он на коленях уговаривал нашего саксофониста не оставаться в Штатах. В конце фильма бывший кагэбэшник, ставший продавцом хот-догов, встречает своего бывшего подопечного:
— Что ты здесь делаешь? — спрашивает его обескураженный музыкант.
— Работаю, — улыбается Савелий. — Куда я мог уехать без тебя?



Прошло время и Савелий смог приехать в Россию. Он уже не выглядел рубахой-парнем, посолиднел, но глаза по-прежнему смеялись. Рассказывал, что играет эмигрантов, говорящих по-английски с акцентом. С женой отношения не очень складываются, но она подарила ему дочку, которую он любит безумно. Покупает ей в Москве теплые носки, тапочки — считает, что в России детские вещи прочнее и лучше. Оказалось, что здесь, в Москве, его не забыли. Савелий подходит к Новому Арбату — и уличная торговля заканчивается. К нему бегут люди из киосков, дарят сувениры, просят автографы. В Сочи, куда его пригласили на «Кинотавр», при его появлении на «Аллее звезд» публика ревела от восторга. Ему даже выделили телохранителей.

Потом в Штатах он наконец нашел счастье в любви, интересную добрую женщину Наташу. И в профессиональной сфере все у него до поры складывалось благополучно. После «Москвы на Гудзоне» он появился в эпизоде в знаменитой «Красной жаре» — всего полторы минуты, но зрители запомнили эту сцену. Потом была роль русского моряка-телеграфиста, доброго и уморительно смешного, в фильме Уоррена Витти «Любовная афера». Крамаров уже был готов играть серьезные роли и вскоре получил такую возможность: его утвердили на роль без кинопробы, чего удостаивались лишь самые известные актеры Голливуда. Но сыграть ему было не суждено. У Савелия обнаружили рак. Он потерял зрение, но еще слышал. До последнего дня Наташа читала ему письма из России.

Савелий Викторович Крамаров скончался 6 июня 1995 года. Он похоронен близ Сан-Франциско, на еврейском мемориальном кладбище в Колма (городе Мертвых). Его друг Михаил Шемякин по своему проекту изваял ему надгробие.



Его помнят. И не только в России. Рабби Иосиф Лангер, раввин синагоги в Сан-Франциско, прихожанином которой был Савелий, говорит о нем: «Он был искренне верующим человеком, смиренным и добрым».




Фильмография

1959 — Ребята с нашего двора — хулиган Васька Ржавый
1960 — Им было девятнадцать — солдат Петькин
1960 — Прощайте, голуби! — хулиган Васька Коноплянистый
1961 — Горизонт — шофёр
1961 — Друг мой, Колька! — хулиган Пименов
1961 — Приключения Кроша — Ивашкин
1962 — Без страха и упрёка — Светик Савёлов (Сова)
1962 — Бей, барабан! — «Мусью»
1962 — На семи ветрах — раненый
1962 — Ход конём — Колька Лопатин
1963 — Первый троллейбус — тунеядец, Колин сосед
1963 — Суд идёт! — Трофим
1964 — Сказка о потерянном времени — Вася-дедушка
1965 — Бывает и так (новелла «Скелет Аполлона») — Весёлкин
1965 — Город мастеров — Клик-Кляк
1965 — Дорога к морю — начальник мореходки
1965 — На завтрашней улице — Матвейчук
1965 — Тридцать три — поэт Родион Хомутов
1965 — Чрезвычайное поручение — анархист
1966 — Баллада о чердачнике
1966 — Знакомство — Санька
1966 — Неуловимые мстители — Илюха-бандит
1966 — Товарищ песня (новелла «Песня на рассвете») — радист
1966 — Формула радуги — Вася, пьющий отдыхающий
1966 — Чёрт с портфелем — Петя Лихов
1967 — Красное, синее и зелёное — регистратор ЗАГСа
1968 — Улыбнись соседу — артист
1968 — Гроза над Белой — разведчик
1968 — Золотые часы — Ткаченко
1968 — Новые приключения неуловимых — солдат конвоя
1968 — Трембита — Петро
1969 — Похищение — Паша Ветченко
1970 — Тайна железной двери — гитарист Зайцев
1971 — 12 стульев — одноглазый шахматист
1971 — Держись за облака
1971 — Джентльмены удачи — Косой (Федя Ермаков)
1971 — Звёзды не гаснут — солдат Андреев
1971 — Смеханические приключения Штепселя и Тарапуньки — болтливый водитель
1972 — Большая перемена — Пётр Тимохин
1972 — Золотые рога — Сундук, злой разбойник
1973 — Эта весёлая планета — изобретатель Прохор-«Вечный двигатель»
1973 — Иван Васильевич меняет профессию — дьяк Феофан
1973 — Новые приключения Дони и Микки — хулиган Кеша
1974 — Большой аттракцион — Сеня
1974 — Звезда экрана — шофёр Гриша; эсэсовец в массовке
1975 — Афоня — Егоза
1975 — Ау-у! (новелла «Что наша жизнь?! или Что наша жизнь?!»)— герцог
1975 — Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») — Сергей, друг Владимира
1975 — Соло для слона с оркестром — униформист Лопухов
1976 — 12 стульев — Полесов
1976 — Мама — Волчонок
1977 — Мимино — заключённый у дверей суда
1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — Савелий Крамаров
1978 — Живите в радости — Бацилла
1978 — Новые приключения капитана Врунгеля — агент Свирепый Гарри
1978 — По улице комод водили — профессор
1984 — Космическая одиссея 2010 (2010: год вступления в контакт) — доктор Владимир Руденко, советский космонавт
1984 — Оступившийся парень / The Fall Guy, серия Olympic Quest —водитель такси
1984 — Москва на Гудзоне / Moscow on the Hudson — Борис, человек из КГБ
1986 — Вооружён и опасен / Armed and Dangerous — работник охранной фирмы
1987 — Двойной агент / Double Agent — Юрий
1987 — Домашняя война / Morgan Stewart’s Coming Home — Иван Ильич Виндиков, дворецкий Стюарта
1988 — Красная жара / Red Heat — Григорий Мазурский, связной
1989 — Танго и Кэш — владелец машины
1993 — Valerie, серия «From Russia with Fries» — Николай
1993 — Настя — вор
1993 — Русский бизнес — дядя Вася
1994 — Любовная история — Русский матрос-телефонист

68 фильмов
  • +20
  • 14 октября 2012, 20:38
  • Freedom

Комментарии (0)

RSSсвернуть /развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Валидный HTMLВалидный CSSRambler's Top100