ЗАЗ-970 (ЛуАЗ)

ЗАЗ-970 (ЛуАЗ)
Конец пятидесятых и шестидесятые годы в истории отечественного автопрома — одни из самых ярких: в заводских КБ и НАМИ появлялись самые разные прототипы один другого интересней, а громадье планов постепенно воплощалось в пусках новых предприятий. В центре внимания был запорожский «Коммунар» — этот завод начал производство не просто легковых, а самых доступных, претендующих на роль народных, автомобилей. На дешевизне «запорожцев» (кстати, на машинах было написано «Запорожець» — по-украински) настаивал лично Н. С. Хрущев. ЗАЗ-965 только встал на конвейер, а конструкторы уже работали над новыми моделями. На только что пущенные заводы обычно стремились попасть люди энергичные, из тех, кто рвется делать что-то совсем новое. Так было в начале тридцатых на ГАЗе, после войны на московском ЗМА, в конце 1960-х — на ВАЗе, а десятилетием раньше на «Коммунаре». Запорожским конструкторам во главе с бывшим газовцем Юрием Наумовичем Сорочкиным было мало лишь одной новой модели — ЗАЗ-966, да и директор, Сергей Александрович Сериков, спал и видел, что завод заявит о себе «во весь голос», как о самостоятельном мощном автопроизводителе. … В министерские планы грузовичок ЗАЗ-970 не внесли, но Сорочкин был не только талантливым конструктором, а еще и организатором. Директор «Коммунара», как было принято говорить тогда, «изыскал внутренние резервы», и работа над новой моделью закипела. Грузовик на базе «Запорожца»? Да! И решение это было не случайным. Во-первых, стране были позарез нужны компактные малотоннажные машины — лишь ЗМА в небольших количествах делал фургончики — «москвичи», а, во-вторых, конструкторы во всем мире продолжали в те годы бредить немецким «Фольксвагеном». Даже американцы, проектируя заднемоторный «Шевроле-Корвэйр», использовали германский опыт. Победное же шествие «Жука» продолжили удачные грузовички и микроавтобусы на его базе — «Транспортер-Т1». Такой автомобиль, кстати, был в те годы на ЗАЗе, и с ним, конечно, познакомились основательно. Семейство ЗАЗ-970 включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль — теперь бы его назвали мини-вэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили распространение лишь в последние годы. заз 970Первый образец, прозванный на заводе «Точило», отличался коротким «капотом» и внешне немного напоминал ЗАЗ-965. «Бескапотные вагончики» появились уже в 1962-м. Кстати, в то время в СССР машинам вагонной компоновки конструкторы уделяли особое внимание. Главным пропагандистом такой схемы был Юрий Аронович Долматовский — талантливый дизайнер и популяризатор автомобилизма. Как показало время, он был прав. Предельно функциональный дизайн ЗАЗ-970 разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (понятия «дизайн-центр» тогда еще не было) под руководством Юрия Викторовича Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Петрович Мурашов. Еще работая на ЗМА, он участвовал в создании «Москвича-444» — прототипа ЗАЗ-965. Чтобы обеспечить прочность кузова при грузоподъемности машины 350 кг, пришлось помудрить. Сечение и толщину лонжеронов подбирали опытным путем — ни хитрых компьютерных программ, ни даже достаточного опыта у запорожцев не было. Для панелей кузова впервые в отечественном автопроме применили сталь толщиной 0,7 мм, ее специально «накатали» соседи с «Запорожстали». Двигатель и коробка передач на ЗАЗ-970 стояли серийные. У ступиц задних колес, с целью увеличить передаточное отношение, поставили колесные редукторы. Мотор мощностью 27 л. с. разгонял груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу, с учетом скоростей того времени, этого было достаточно. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км. Мотор, как и на стандартном «Запорожце», размещался сзади, но поскольку агрегат частично находился под полом, его теплонагруженность была даже меньше, чем у ЗАЗ-965. Но вот V-образная форма двигателя для вагончика не подходила. У «Фольксвагена» оппозитный агрегат весь умещался под полом, а в «Запорожце» мотор выступал «горбом» в кузов. Образцы строили очень быстро. По упрощенным чертежам в масштабе 1:1 (для особо сложных деталей вычерчивали сечения) делали фанерные шаблоны, затем — деревянные болваны и по ним выстукивали панели кузова. Такую ускоренную технологию санкционировал Сорочкин — в прошлом конструктор-кузовщик. Прототипы с разными кузовами испытывали по стандартной для тех лет программе в окрестностях Запорожья и в районе Каменки-Днепровской. Это место, кстати, облюбовали испытатели и других заводов. На небольшом по площади естественном «полигоне» было все что нужно: булыжник, тяжелый грунт и даже асфальт. На испытания приглашали представителей торговых организаций — потенциальных потребителей грузовичков. Возможно, директор ЗАЗа готовил таким образом лобби, способное повлиять на решение о постановке машины на производство. ЗАЗ-970 (ЛуАЗ) заз 970И испытателям, и «купцам» машина нравилась, только «горб» в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке. Увы, и «торговое лобби» не могло помочь: завод еле-еле тянул план, на подходе был «966-й», а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке. Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе. Как водится, с них для других прототипов постепенно снимали дефицитные детали, а кузова быстро покрывались ржавчиной. Что было дальше, вы уже знаете... С каждым годом по миру колесило все больше компактных грузовичков, через несколько десятилетий «распробовали» и мини-вэны. А о «970-м» постепенно забыли. Лишь немногое из накопленного опыта использовали при проектировании… «Нивы». Лев Мурашов, работая уже на ВАЗе и участвуя в создании ее кузова, применил для лонжеронов VAZ 2121 запорожские наработки. Ну что ж, хорошо хоть это пригодилось… Один из первых ЗАЗ-970Г на испытаниях. Характерную подштамповку на боковинах, такую же как на ЗАЗ-966, сделали, чтобы не раздувать воздухозаборники системы охлаждения. Еще в 1965-м на заводе надеялись, что грузовой «Запорожец», хотя бы фургон ЗАЗ-970Б, встанет на конвейер. Шестиместный ЗАЗ-970В 1962 года — предок современных мини-вэнов. ЗАЗ-970 (ЛуАЗ)

Комментарии (5)

RSSсвернуть /развернуть
+
+1
авто легенда СССР ag
avatar

Xulio

  • 19 марта 2009, 10:55
+
+1
маршрутки 70-ых ab
avatar

FLYing

  • 19 марта 2009, 11:09
+
0
ну и шо в нем такого легендарного?
avatar

NewYork

  • 19 марта 2009, 12:47
+
+2
лудьше бы выложил про луаз 969 м или 1302 а машины деейсвительно легандарны их ближаший родсвеник по техническим решиниям это армекйский хамер
avatar

wagnerpip

  • 19 марта 2009, 14:36
+
0
это армекйский хамер

армейский хамер это газ 66…
avatar

Mic

  • 18 апреля 2009, 22:38

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Валидный HTMLВалидный CSSRambler's Top100