Разоблачение мифа о ваххабизме

Разоблачение мифа о ваххабизме В последние годы, особенно после 11 сентября, «востоковеды в штатском» по обе стороны океана пугают весь мир ваххабизмом, называемым ими идеологической основой Усамы бен Ладена и его «Аль-Каиды» и самой крупной «исламской угрозой» всему цивилизованному человечеству. В своем труде «Ваххабитский ислам. От возрождения и реформ до всемирного джихада», американская исследовательница из Джорджтаунского университета Натана Делонг-Бас разоблачает полную несостоятельность такого рода представлений.
Это направление ислама, поддерживаемое, между прочим, королевской семьей Саудовской Аравии, многими характеризуется как экстремистское, радикальное, пуританское, отрицающее модернизацию, женоненавистническое и воинственное. Ваххабизм клеймят как наиболее ретроградное воплощение ислама и «одно из самых ксенофобских радикальных исламских движений, какие только могут существовать». Основателя же ваххабизма — богослова ХVIII века Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба -представляют неотесанным мужланом и в то же время «лепят» из него «первого известного идеолога тоталитаризма». Однако насколько все эти распространенные ныне по всему миру стереотипы соответствуют действительности? Делонг-Бас, в частности, пишет: «Подлинный Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб, как это видно из его сочинений, был хорошо образованным, много повидавшим ученым и плодовитым писателем… Высочайший уровень религиозной компетентности основателя ваххабизма резко контрастирует с немногочисленностью вынесенных им юридических постановлений (фетв). Значительно более важна его настойчивость в следовании кораническим ценностям, таким, как максимальные усилия в деле сохранения человеческой жизни даже во время джихада как священной войны, терпимость к другим религиям и отстаивание равноправия мужчин и женщин. Мировоззрение Ибн Абд аль-Ваххаба в корне отличается от картины мира нынешних воинствующих экстремистов. Читатель его трудов не обнаружит в них ксенофобии, воинствующей идеологии, женоненавистничества, экстремизма и буквализма в истолковании Писания, т. е. всего, что ассоциируется сегодня с ваххабизмом». На основании своего личного знакомства с первоисточником (сочинениями самого основателя ваххабизма) Делонг-Бас делает вывод о том, что Ибн Абд аль-Ваххаб ни в коем случае не может считаться крестным отцом современных террористических движений. Он был олицетворением тех реформ, которые отражали основные течения исламской мысли XVIII века, а свое видение исламского общества основывал на строгом монотеизме, под сенью которого сосуществовали бы мусульмане, христиане и иудеи. Избегая ограниченности в толковании Корана и хадисов (высказываний и деяний пророка Мухаммеда), Ибн Абд аль-Ваххаб призывал как мужчин, так и женщин читать и перечитывать Писание мусульман, предпринимая его толкование лишь с опорой на исторический контекст. В своем понимании теологии и исламского закона Ибн Абд аль-Ваххаб в большей степени опирался на коранические ценности, чем на буквалистские интерпретации. Будучи убежденным сторонником прав женщин, он призывал к уравниванию прав мужчины и женщины в браке, возможности получения женщинами образования и участия в общественной деятельности. В своем всестороннем исследовании понимания Ибн Абд аль-Ваххабом военизированного джихада Делонг-Бас подробно останавливается на его концепции, согласно которой джихад — не более чем самозащита мусульманской общины от внешней агрессии. Тем не менее в наши дни без должных на то оснований распространено мнение, что ярым ваххабитом является «террорист №1» Усама бен Ладен. Но так ли это на самом деле? Делонг-Бас пишет: «Так как он первоначально был саудовским гражданином многие стали ассоциировать воззрение Усамы бен Ладена с ваххабизмом. Однако идея о разделении мира на две противоборствующие части и идея всемирного джихада не имеют ничего общего с ваххабизмом. Существует предположение, что на формирование представлений Бен Ладена о джихаде определенное влияние оказал суфизм. Это предположение основывается на том, что второй человек в „Аль-Ка-иде“, аз-Завахири, является суфийским шейхом. Например, Бен Ладен часто говорит о „тишине, спокойствии (сикине“), которая опускалась на него во время битвы: „Однажды только 30 метров отделяли меня от русских, и они старались схватить меня, но я почувствовал такое спокойствие в моем сердце, что я заснул“. Смысл этого заявления ясен: те, кто намереваются выполнить Божью волю, не испытывают страха, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Поэтому даже в разгар джихада можно ощущать мир, если человек сражается за правое дело. Такое прославление и облагораживание войны отсутствует в произведениях Ибн Абд аль-Ваххеба». Ваххабизм и взгляды Бен Ладена и прочих современных экстремистов, прикрывающихся исламской терминологией, по сути дела не имеют ничего общего. Американская исследовательница подчеркивает: «Отличия между мировоззрениями Ибн Абд аль-Ваххаба и Усамы бен Ладена многочисленны и разнообразны. Бен Ладен проповедует не признающий никаких исключений всемирный джихад, Ибн Абд аль-Вех-хаб же выступал за географически ограниченный джихад, цель которого заключалась в установлении договорных отношений между противниками. Бен Ладен проповедует войну против христиан и иудеев, Ибн Абд аль-Ваххаб призывал к мирным отношениям с ними. Бен Ладен провозглашает необходимость вести войну против неверия, Ибн Абд аль-Ваххаб выступал за мирное сосуществование, социальный порядок и за поддержание торгово-экономических отношений. Бен Ладен призывает убивать всех неверных и уничтожать их имущество, Ибн Абд аль-Ваххаб жестко ограничивал убийства и разрушения...» Ваххабитский ислам не представляет собой нечто монолитное и косное. За прошедшие 250 лет произошли изменения в доктрине, появились новые проблемы и новые акценты. Однако воинствующий ислам, пропагандируемый в частности Усамой бен Ладеном, не возник на основе учения Ибн Абд аль-Ваххаба и не представляет ваххабизм. © В.Пруссаков «Интересная газета. Магия и мистика»
  • +8
  • 23 апреля 2009, 14:00
  • Forge

Комментарии (3)

RSSсвернуть /развернуть
+
0
ппц автор, смотри Дух времени, чтобы не было заблуждений по поводу 11 сентября.
avatar

StrauS

  • 23 апреля 2009, 15:23
+
+1
ппц автор, смотри Дух времени, чтобы не было заблуждений по поводу 11 сентября.


ты думаешь это он все сам печатал что ли?
это я вно не его мнение, максимум мнение, похожее на его, но не его личное.
avatar

Patrick777

  • 23 апреля 2009, 16:30
+
0
StrauS смотрел я этот 6аянище вместе с приложением. Ващет тут дано отличие ваххабизма от воинствующего ислама…
avatar

Forge

  • 24 апреля 2009, 02:08

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Валидный HTMLВалидный CSSRambler's Top100