История отечественного автопрома: ГАЗ-13 "Чайка"

История отечественного автопрома: ГАЗ-13 "Чайка"
Шел 1957 год. Завод имени Молотова стал просто «ГАЗом», а его продукция утратила букву «М» в индексах. Тем временем в экспериментальном цехе завершалась сборка первого опытного образца нового автомобиля высокого класса ГАЗ-13, призванного заменить давно устаревший ЗИМ. Внешность новой машины была скопирована с американского автомобиля «Паккард Каррибиен» 1955 года. Первый опытный образец ГАЗ-13 еще значительно отличался от машин; запущенных в мелкосерийное производство 16 января 1959-го. Над нишей заднего колеса не было второго молдинга, форма задних фонарей и стоп-сигналов разительно напоминала «паккардовские». Автомобиль был окрашен по тогдашней моде в два цвета — темно-вишневый и светло-бежевый. И самое главное — капотное украшение в форме летящего истребителя. На передней облицовке радиатора красовалось стилизованное изображение чайки. «Горьковчане — жители города, стоящего на Волге, — часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки, — пояснял зарубежным потребителям каталог „Автоэкспорта“. — И когда встал вопрос о том, как назвать новую легковую машину высшего класса ГАЗ-13, горьковчане автомобилестроители выбрали ей имя „Чайка“. История отечественного автопрома: ГАЗ-13 "Чайка" Над созданием „Чайки“ работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.С. Соловьев, Н. А.Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков. (и еще Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте) „Чайка“ была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырех камерный карбюратор. Хотя основная идея двигателя была заимствована у „крайслеровской“ „восьмерки“, силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения — в несколько измененном виде эти моторы устанавливались впоследствии на бронетранспортеры. История отечественного автопрома: ГАЗ-13 "Чайка" Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты — автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом „Чайки“ стала Х- образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились — ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади. История отечественного автопрома: ГАЗ-13 "Чайка" Большинство 13-х „Чаек“ имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако, по спецзаказам, в основном Министерства обороны, на автомобиль могла быть установлена внутренняя перегородка между водительским и пассажирским отделениями. Такая модификация носила индекс ГАЗ-13 А, кроме этого эксклюзивным тиражом были выпущены ГАЗ-13Б — эти машины имели открытый кузов типа фаэтон, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места. В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. „Бардачок“ рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиков для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров. На „Чайках“ ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна „Чайка“ даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Хрущева „Чайку“ получили: Писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гарагин, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро. История отечественного автопрома: ГАЗ-13 "Чайка" Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в „Интурист“, дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка, модернизировать внешность автомобиля. „Чайка“ получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и измененную форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не пошла — до самого своего конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось без изменений. История отечественного автопрома: ГАЗ-13 "Чайка" К началу 70-х годов детройтское „барокко“, с его вычурными формами, плавными, округленными линиями и килограммами хрома отошло в прошлое. Ему на смену пришли острые углы и прямые линии. „ГАЗ-13“ стал смотреться довольно архаично. И правительство вкупе с политбюро ЦК КПСС дали команду на создание новой модели. Ею стала Чайка ГАЗ-14. История отечественного автопрома: ГАЗ-13 "Чайка" История отечественного автопрома: ГАЗ-13 "Чайка"
  • +8
  • 10 января 2009, 15:30
  • -SeaN-

Комментарии (7)

RSSсвернуть /развернуть
+
+1
Уж по лучше приоры и калины ))
avatar

zrAm

  • 10 января 2009, 15:54
+
+3
очень занимательно
avatar

Anastasiya

  • 10 января 2009, 15:56
+
0
красивая машинка
avatar

lxa

  • 10 января 2009, 17:30
+
0
классная машина.я считаю, что ей нет аналога в нынешнем автопроме.
avatar

varjag

  • 10 января 2009, 22:27
+
0
Да, были времена… могли похвастаться нашим автопромом, а сейчас...
avatar

tg

  • 11 января 2009, 11:10
+
0
сам как то пробовал ездить за рулем. Скажу честно, водить такую дуру хуже чем газель, но за то какая это машина ЧАЙКА мммммм
avatar

Gazeksys

  • 11 января 2009, 20:28
+
0
нормально ее водить!) у нас была такая! по трассе как самолет летит!!!
avatar

vvv

  • 25 мая 2010, 11:52

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Валидный HTMLВалидный CSSRambler's Top100