Тот самый борт RA-76842 из Кандагара

На прошлой неделе Илья Варламов по приглашению пресс-службы Московского аэропорта «Домодедово» с блогерами ottenki_serogo и russos посетили авиационно техническую базу (АТБ) аэропорта, чтобы посмотреть на легендарный Ил-76ТД с бортовом номером RA-76842. Этот самолет с семью членами экипажа на борту и грузом боеприпасов для войск «Северного альянса» был захвачен силами движения «Талибан» в Афганистане. Известен героическим побегом экипажа из более чем годового плена. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара
01. Ил-76 — советский средний военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ Ильюшина. Из-за характерной формы остекления кабины штурмана, получил прозвище «улыбайка». Ил-76ТД (транспортный дальний) — гражданская модификация Ил-76МД. Грузоподъёмность машины составляет 50 т. Максимальная взлётная масса 190 т. Дальность полёта с максимальной загрузкой 3600 км. Первый полёт 5.05.1982. Ориентировочная стоимость самолёта — 27 млн долларов США. 3 августа 1995 года самолет Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан» (сейчас самолет пренадлежит авиакомпании «Авиакон Цитотранс»), с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. 02. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем МиГ-21 движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешенных к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещенными к перевозке снарядами. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 03. Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень трудных условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжелым: они всерьез опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Шаймиева. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 04. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооруженным конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило поврежденное колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолет беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу. В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. В феврале 2010 года на экраны вышел фильм кинорежиссёра Андрея Кавуна «Кандагар», основанный на событиях этого захвата. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 06. Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных кабин, как то кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа), кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. В передней части фюзеляжа расположены два люка. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 07. Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (в двухпалубном варианте — 245) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Грузовая кабина имеет размеры 24,5 м в длину (из которых 4,5 приходится на рампу), 3,45 м в ширину и 3,4 м в высоту. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 08. Самолёт способен брать на борт до 109500 л топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час. Длина разбега на взлёте составляет 1500—2000 м, а пробег при посадке 930—1000 м. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 09. Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками, установленными возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 т и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 10. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 11. В Московский аэропорт «Домодедово» самолет прибыл на техобслуживание. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 13. Кабина пилотов. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 14. Технический персонал АТБ «Домодедово» проверяет работу всех систем самолета. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 18. Кабина штурмана. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 23. Аварийный люк на крышу. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 25. Холодильник «Аэрофлота». Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 29. Также проводится косметический ремонт фюзеляжа. Расшиваются и обрабатываются швы. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 30. После этого они заново красятся. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 34. После того, как все системы проверены, самолет подкрашен и начищен до блеска его выгоняют из ангара. Перед этим нужно оплатить парковку Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 35. И вот легендарный самолет покидает ангар. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 36. Кстати, Кандагар 1995 года — это не единственный «героический» рейс воздушного судна. Самолет выполнял и выполняет рейсы для различных подразделений ООН, гуманитарных организаций – Международный Комитет Красного Креста, Врачи без границ, Оксфам и многих других. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Этот самолет, как и все самолеты данного типа, уникален. Его уникальность заключается в том, что он обладает возможностью перевозить негабаритные, например, вертолеты, колесную технику, и тяжелые, в том числе и сверхтяжелые грузы такие, как нефтяное оборудование. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара 38. Что касается интересных грузов, перевезенных на данном воздушном судне — это и спутниковое оборудование на Байконур, аэрокосмическое оборудование во французскую Кайену. Прошлым летом были перевезены вертолеты для ООН в район стихийного бедствия в Индонезию. Воздушные суда компании возили дельфинов-белух, редкий вид однорогих носорогов для зоопарка в городе Вена и других экзотических животных. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара Рамповые самолеты, к которым относится и Ил-76, призваны решать специальные задачи такие, как реагирование на чрезвычайные ситуации и транспортное обеспечение гуманитарных миссий, перевозка тяжелых и негабаритных грузов. 39. С этого ракурса самолет очень похож на толстую индейку. Тот самый борт RA-76842 из Кандагара
  • +8
  • 10 марта 2010, 21:00
  • Freedom

Комментарии (1)

RSSсвернуть /развернуть
+
-1
Ил 76 конечно хороший самолет но! порауже создать что то новое все таки экипаж из 5 человек это многовато для самолета да и он уже просто марально устарел!
avatar

SIDOROVICH

  • 10 марта 2010, 22:32

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Валидный HTMLВалидный CSSRambler's Top100