20 лет со дня гибели Виктора Цоя

15 августа исполняется 20 лет со дня гибели Виктора Цоя 20 лет со дня гибели Виктора Цоя А загадочно все — как обыкновенный ленинградский мальчишка стал легендой русского рока, откуда приходила к нему музыка его песен, что хотели сказать их тексты, загадочен и его ранний уход. В течение прошедших семи лет поклонники Цоя собрали по крупицам обстоятельства его жизни, опубликовали многочисленные воспоминания о нем.Но стал ли он понятней нам? Не потерялось ли в мелких подробностях жизни Виктора Цоя главное в ней — его миссия? Есть свидетельства, что перед гибелью его жестоко угнетало именно это — резкий разрыв между внешне растущей популярностью и непониманием его песен.

Виктор Робертович Цой (21 июня 1962, Ленинград (Московский район), СССР — 15 августа 1990, на 35-м км шоссе Слока — Талси, неподалёку от Тукумса, Латвийская ССР) — советский рок-музыкант. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Цой также снялся в нескольких фильмах. 20 лет со дня гибели Виктора Цоя Биография Виктор Цой родился в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой (8 января 1937 — 28 ноября 2009) и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя (род. 5 мая 1938). Отец Цоя — наполовину кореец, мать была русской. Единственный ребёнок в семье. С 1974 по 1977 год посещает среднюю художественную школу, где возникает группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова (ныне имени Николая Рериха) поступает в СГПТУ-61 на специальность «резчика по дереву». В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать. Увлекался восточными единоборствами и часто дрался по-китайски с Юрием Каспаряном, профессионально вырезал из дерева фигурки нэцке. Творчество Цой до «Кино» В конце 1970-х — начале 1980-х началось тесное общение между Алексеем Рыбиным из любительской группы «Пилигримы» и Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе «Палата № 6», оба они заходили в гости к Майку Науменко («Зоопарк») или к Андрею Панову (Свин), на квартире которого репетировала панк-группа «Автоматические удовлетворители». Там и происходили первые квартирники Виктора Цоя. Приобретя некоторую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических удовлетворителей» ездили в Москву и играли панк-рок-металл на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в электричке, заметил Борис Гребенщиков. Он предложил Виктору всевозможную помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Андрея Тропилло, Сергея Курёхина и других. Первый альбом Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Вскоре Валинского забирают в армию, а группа, сменив название на «Кино», приступила к записи первого альбома. «Кино» под руководством Бориса Гребенщикова записывались на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника, в записи принимали участие все музыканты «Аквариума». Вскоре «Кино» уже выступали со своим первым электрическим концертом на фестивале рок-клуба, всё выступление шло под драм-машину, а под песню «Когда-то ты был битником» из-за кулис на сцену с гитарами выскочили БГ, Майк и Панкер. К лету 1982 года альбом был полностью завершён, продолжительность его звучания составляла 45 минут, откуда и появилось название. Но позже из окончательного варианта была убрана песня «Я — асфальт», которую можно найти в переиздании «45», где она прилагается в качестве бонус-трека. Запись получила некоторое распространение по стране, о группе заговорили, начались квартирные концерты в Москве и Ленинграде. Осенью, вместе с барабанщиком Зоопарка, «Кино» записывают в студии Кускова несколько песен, в том числе «Весна» и «Последний герой», вошедшие в сборник «Неизвестные песни Виктора Цоя» (всего четыре издания) Тогда запись была забракована и распространения не получила, так как Цой забрал ленту себе. 19 февраля проходит совместный электрический концерт «Кино» и «Аквариума», музыканты выступали с тёмным макияжем и в костюмах со стразами. При этом они исполняли «Электричку», «Троллейбус» и «Алюминиевые огурцы». В основной состав были приглашены Каспарян и Густав. Весной из-за разногласий с Цоем Алексей Рыбин покидает группу «Кино». Лето уходит на совместные репетиции с новым гитаристом. В результате этого Виктор Цой и Юрий Каспарян записали альбом «46», который вначале задумывался как демозапись «Начальника Камчатки». Алексей Вишня «скинул» запись нескольким друзьям на плёнку. «46» получил широкое распространение и был воспринят как полноценный альбом. Осенью 1983 года Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке, где провёл полтора месяца, избегая призыва в армию. После выписки из психиатрической клиники он пишет песню «Транквилизатор». Весной выступил на втором фестивале рок-клуба, где «Кино» получила лауреатское звание, а песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль, признана лучшей антивоенной песней фестиваля 1984 года. 20 лет со дня гибели Виктора Цоя Второй состав «Кино» Летом 1984 в студии «Антроп» Андрея Тропилло начинает писаться «Начальник Камчатки», к записи которого, кроме Виктора, приложили свою руку БГ и Сергей Курёхин. Незадолго до этого КГБ, пристально следивший за деятельностью рок-клуба с момента его основания, занёс «Кино» в список самых идеологически вредных групп, так что можно представить себе, каким успехом среди слушателей пользовался альбом после выхода. В феврале 1985 Виктор и Марьяна празднуют свадьбу. На свадьбу были приглашены Гребенщиков, Майк, Титов, Каспарян, Гурьянов и другие. Весной 1985 «Кино» заработали ещё одно звание лауреата, и засели в студию к А. Тропилло писать «Ночь», процесс записи затянулся из-за желания создать новую музыку с новыми приёмами игры. Альбом никак не получался, Виктор бросил «Ночь» недоделанной и в студии Алексея Вишни занялся записью «Это не любовь», который получился всего за неделю с небольшим. К осени «Это не любовь» была сведена и удачно разошлась по стране, а в январе 1986 вышла «Ночь», среди песен которой были известные «Мама Анархия» и «Видели ночь». Параллельно с выходом пластинки растёт популярность Виктора Цоя, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба «Кино» получает диплом за лучшие тексты. Пятого августа 1985 года у Цоя родился сын Саша. Летом 1986 года все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма «Конец каникул» (режиссёр Сергей Лысенко), а чуть позже дают совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит «Красная волна». Осенью Виктор поступает работать кочегаром в котельную «Камчатка», откуда выросли многие знаменитые рок-музыканты. В ней Рашид Нугманов организовал съёмки короткометражки «Йя-Хха», там же проходят съёмки фильма «Рок» Алексея Учителя — оба фильма при участии Цоя. Осень и зима проходят в Ялте на съёмках «Ассы» Сергея Соловьёва. Весна 1987 богата концертными событиями: премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ, последнее участие на фестивале рок-клуба, где «Кино» получили приз «За творческое совершеннолетие». На порто-студии «Yamaha MT44» «Кино» начинают записывать альбом «Группа крови». Осенью 1987 года Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съёмки своего последнего фильма «Игла», в связи с этим «Кино» доработали «Группу крови» и на время прекратили концертную деятельность. В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови», которые породили «киноманию»: тысячи подростков стриглись «под Цоя», одевались в чёрное и учились играть на гитарах. Начинаются триумфальные гастроли по России, Украине и Белоруссии — «Кино» собирают аншлаги на всех концертах. 16 ноября 1988 на мемориальном концерте памяти Александра Башлачёва публика ведёт себя крайне активно; по плану концерт должна была заканчивать песня Башлачёва «Время колокольчиков» (в записи), памяти которого был посвящён концерт, но по невыясненным причинам во время выступления Цоя (он играл на гитаре) внезапно включили «Время колокольчиков», Цой прекратил играть, не понимая откуда идёт звук, который он не производит и что вообще происходит[источник не указан 259 дней]. Администрация многократно объявляла, что всем нужно расходиться, концерт окончен[источник не указан 259 дней]. Цой не уходил, он несколько раз подходил к выключенным микрофонам и проверял, работают ли. Потом разводил руками — «не работает», и ходил по сцене туда и сюда с цветком, не уходя со сцены но и не имея возможности петь и что-то сказать публике. Публика не расходилась, люди шумели, кричали, было видно, что что-то идёт не так. Создавалось впечатление, что некая злая воля решила прекратить концерт и включила финальную песню прямо во время выступления Цоя. Через 10 минут этого противостояния администрация включила микрофон. Цой, в очередной раз подойдя проверять микрофон, услышал что он включён, и объявил людям, что по непонятным причинам несвоевременно была включена финальная песня Саши Башлачева, но после этого петь и играть уже не очень удобно. После этого он стал собираться и публика потянулась к выходу. За это «бунтарство» «Кино» на целый год запретили выступать в Москве[источник не указан 259 дней]. Весной 1988 записывается черновик, а зимой окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который решили выпустить осенью. Цой знакомится с Юрием Айзеншписом, который с 1989 стал продюсером «Кино», организовывая концертные туры и частые выступления на телевидении[3], после чего группа обретает всесоюзную популярность. В начале 1989 группа «Кино» впервые едет за границу во Францию, где записывают и выпускают альбом «Последний герой». Летом Виктор с Юрием Каспаряном едут в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром СССР. 24 июня 1990 года прошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, дописанный и сведённый музыкантами группы «Кино» уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 и получил название Чёрный альбом, из-за цвета обложки. Смерть в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло на 35 километре трассы «Слока-Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» светло-серого цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус-250». По версии Л. Каневского, проводившего эксперимент в передаче «Следствие вели...», Цой попал в аварию, когда решил переставить другой стороной кассету в своём магнитофоне, тем самым он отвлекся от движения у «слепого поворота» дороги. Столкновение автомобиля «Москвич-2141» светло-серого цвета с рейсовым автобусом «Икарус-250» произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35 км трассы Слока — Талси. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал. …В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления. — из милицейского протокола. 19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде. 20 лет со дня гибели Виктора Цоя Семья Цой, Марианна Игоревна (5 марта 1959 — 27 июня 2005) — жена, Цой, Александр Викторович (род. 5 августа 1985) — сын. Виктор Цой и Марьяна разошлись в 1987 году, он ушел к Наталье Разлоговой, переехав в Москву. Однако брак официально они не успели расторгнуть.[9] 28 ноября 2009 года на 73-м году жизни в больнице города Пушкина скончалась мама Виктора Цоя — Валентина Васильевна. 20 лет со дня гибели Виктора Цоя 20 лет со дня гибели Виктора Цоя Память о Цое Посмертная популярность Смерть Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. Несколько фанатов даже покончили с собой[10] Сотни человек пришли на похороны Виктора. Песни Цоя остаются популярны среди молодёжи по сей день. Считается, что смерть Цоя даже способствовала популярности «Кино», создав своего рода культ трагически погибшего героя. Майк Науменко по этому поводу сказал: «В нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным». Звукорежиссер и продюсер Андрей Тропилло добавил, что Цой «ушёл вовремя» в том смысле, что его поздние работы, по мнению Андрея, слабее ранних, а дальнейшее творчество было бы еще хуже. 20 лет со дня гибели Виктора Цоя Написание фамилии «Цой» по-корейски. Читается «Чхои». Памятники В Петербурге в июле 2009 года был временно установлен памятник Виктору Цою. Гипсовая скульптура, изображающая музыканта сидящим на мотоцикле, была установлена на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора». Автор памятника — московский скульптор Алексей Благовестнов. 4 февраля 2010 года было объявлено, что памятник музыканту появится в лесопарке Александрино, напротив которого Цой с семьёй жил и в котором часто гулял. Ещё один памятник Цою планируется установить в Барнауле по инициативе бодибилдера Александра Старыгина, поклонника «Кино». 14-го августа 2010 г. в Вильнюсе, Литва, в парке Вингис был открыт памятник Виктору Цою. Состоялся концерт, посвящённый 20-й годовщине его гибели. 20 лет со дня гибели Виктора Цоя Стена Цоя и другие памятные места В Кривоарбатском переулке (Москва) появилась «стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету[1]. Там же планировалось установить памятник музыканту: босиком и сидящему на мотоцикле, но из-за протестов жителей окрестных домов и самих поклонников певца памятник установлен не был. В 2006 году стена была закрашена группой вандалов, но впоследствии восстановлена фанатами. В Киеве, на озере Тельбин, где снимался короткометражный фильм «Конец каникул», до настоящего времени растут старые ивы, которые видны на кадрах фильма, и это место является культовым для украинских фанатов Виктора Цоя. В мае 2007 года общественности Санкт-Петербурга и представителям молодёжных левых движений (в частности, АКМ) удалось не допустить сноса музея — бывшей котельной, в которой одно время работал Виктор Цой, так называемой «Камчатки». В 2009 году прокремлёвские молодёжные движения («Местные» и «Молодая гвардия») аналогично выступили в защиту московской «Стены Цоя» на Арбате. Не считая свои выводы единственно правильными, предлагаю размышления, основанные на анализе ряда публикаций о Викторе Цое и, естественно, самих его песен. Из публикаций выделю глубокую статью Вадима Штепы «Элита русского рока», воспоминания и размышления прежде всего Игоря Талькова и Бориса Гребенщикова. Для меня аксиома номер один, что каждый человек рождается с определенной миссией. Помните, лермонтовский Печорин писал: "… а ведь было мне предназначение высокое, но я не угадал его". Если человек выполняет свое предназначение, идет по своему пути, он обретает силу, получает помощь и не ропщет на судьбу, какой бы трудной она ни была. В том числе и об этом хорошо сказал в песне «Памяти Виктора Цоя» Игорь Тальков: «Поэты не рождаются случайно, Они летят на Землю с высоты. Их жизнь окружена глубокой тайной, Хотя они открыты и просты... Они уходят, выполнив заданье, Их отзывают Высшие Миры, Неведомые нашему сознанью, По правилам космической игры...» 20 лет со дня гибели Виктора Цоя По мнению Талькова, Цой был проводником Белых сил, поддерживал всеми силами тех, «кому нечего ждать», кого позвала в путь «высокая в Небе Звезда». С каждым новым альбомом, особенно начиная с «Группы крови» (1988 год), это становится все яснее. Отныне он поет только для них, вселяя в души последних героев горячую и непоколебимую веру в то, что «Это наш День — Мы узнали его по расположению звезд...» Песни Цоя отличает их нерукотворность. В них нет элемента «слишком человеческого», свойственного современной поп-музыке. Кстати, Цой говорил, что возникновение его песен — для него самого загадка: «Я начинаю играть… Потом появляются какие-то слова». Невероятный же отклик на его творчество Вадим Штепа, на мой взгляд, резонно считает результатом того, что оно вошло в органический резонанс с глубинными мотивами «коллективного бессознательного», пробудило и ярко высветило их, а значит — стало воплощением русской традиции. Рок-критик А.Струков, говоря о предпоследнем альбоме «Кино» 1989 года «Звезда по имени Солнце», обратил внимание на то, что «ориентир на Солнце вообще исконен в русской традиции, и с этой точки зрения совершенно еудивительна русско-народная распевная мелодия некоторых песен альбома». На мой взгляд, удивительна мелодика песен из последнего «Черного альбома», особенно «Красно-желтые дни». Еще раз повторю уникальные слова человека, который привел Цоя на сцену, — Бориса Гребенщикова: «То, что я знаю, не назвать ни Витькой, ни Виктором, ни Цоем — это реальность, никакого обозначения в языке не имеющая. У него другое имя, и не человеческими губами его говорить. Вот как обычно описывают ангелов? Ангел — это фигура бытия, выполняющая определенную функцию в бытии, совершенная изначально, то есть неразвивающаяся. И то, о чем я говорю, это не ангел, но это фигура такого же типа. Она совершенна от природы Вселенной. Сущность, которая так или иначе находит разные методы воплощения. Вот то, что делала группа „Кино“, что делал Виктор Цой». Кстати, этого не поняли и не могли понять многочисленные деятели масс-культуры, называвшие творчество Цоя «примитивным», по невежеству не знающие этимологии этого слова, означающего «первоначальный». Поэтому все творчество Цоя пропитано духом абсолютного, выраженного в антиномиях: Лето — Зима, День (Звезда, Солнце) — Ночь, Любовь — Смерть. Его миссия — это миссия одинокого романтика и абсолютного нигилиста по отношению к окружающему современному миру, который уже утратил нечто данное изначально, в котором «с каждым днем труднее помнить Лето». 20 лет со дня гибели Виктора Цоя Загадочен и уход Виктора Цоя. По свидетельству Игоря Талькова, «он ушел внезапно. Я думаю, что, на какое-то мгновение расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл таким образом брешь в энергетическом поле защиты, причем сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Черные среагировали мгновенно». Итересно и мнение вдохновителя московского рок-кабаре «Кардиограмма» поэта Алексея Дидурова. Он считает, что причина ранней смерти Цоя — попытка приспособиться к условиям набирающего силу шоу-бизнеса. Конкретно это проявилось в том, что продюсером группы «Кино» стал известный Юрий Айзеншпис. Виктор Цой погиб за две недели до гастролей в Японии. Алексей Дидуров утверждает: «Люди меняются, но существует одна вещь: если талантливый человек идет на компромисс в поисках лучшей жизни и счастья, если он переступает грань — его ждет прямо противоположное, не то, чего он ждал. И нет исключений». По мнению же Вадима Штепы, уход Цоя был Знаком — знаком временной победы Ночи, а сам русский рок, особенно в лице Цоя и Талькова выполнял особую миссию пробуждения героического элемента в коллективном бессознательном. Титры из фильма «Пыль»
down-house.ru/uploads/files/Down-House.ru_1281884285_coj-zvezda-po-imeni-solnce.mp3 down-house.ru/uploads/files/Down-House.ru_1281884278_coj-peremen.mp3 down-house.ru/uploads/files/Down-House.ru_1281884316_kino_-_pachka_sigaret.mp3
  • +8
  • 15 августа 2010, 18:46
  • Itaniell

Комментарии (17)

RSSсвернуть /развернуть
+
+7
Витя, давай, докуривай и возвращайся!!!
avatar

Phoenix

  • 15 августа 2010, 18:50
+
0
Точно! А то не кому вести народ…
avatar

Igratist

  • 15 августа 2010, 19:26
+
0
ЦОЙ ЖИВ!
avatar

LoveCar

  • 15 августа 2010, 19:40
+
+4
Перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза. В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен — перемен! Мы ждём перемен.
avatar

Anyuta

  • 15 августа 2010, 19:51
+
0
ЦОЙ ЖИВ!

Кстати кому интересно. Легально разрешённые записи всех альбомов, концертников, квартирников и сборников Цоя. Правда только послушать, скачать низя. listen.yandex.ru
avatar

Liber

  • 15 августа 2010, 20:02
+
0
Навсегда в наших сердцах! Виктор Робертович, пусть у тебя всё будет ок…
avatar

KINOsha

  • 15 августа 2010, 20:06
+
+2
Великий человек.
avatar

doloen

  • 15 августа 2010, 21:19
+
+1
я лично не согласен с Тропилло, что у Цоя последние работы были хуже первых… наоборот, мне кажется, что именно к концу жизни, с "Группы крови" его талант, подкрепленный мудростью жизни, стал выдавать подлинные шедевры как в саунде, так и в текстах. это не просто юношеский максимализм, оголтелое отрицание всего и вся, это уже разговор самого с собой, попытка понять свое предназначение, попытка разобраться в себе и в мире, его окружающем… искренне жаль, что мы лишились возможности услышать мысли более зрелого Цоя, это было бы очень интересно. талантливые люди всегда уходят рано, Бог лучших забирает раньше. но даже того наследия, что нам оставил Цой, достаточно для того, чтобы напрячь "серые клеточки", а не просто тупо трясти хаером под современный "тынц-тынц", превращая мозг в кусок мыла.
avatar

Rurick

  • 16 августа 2010, 00:07
+
-5
раскрыть комментарий
avatar

Jessica_Alba

  • 16 августа 2010, 04:26
+
+2
Джессика Альба, посмотрел бы в нете прямую трансляцию. Зомбоящик не позволяет?\n
avatar

Igratist

  • 16 августа 2010, 06:52
+
-2
кто такой? пачиму не знаю?
avatar

DIMON12345

  • 16 августа 2010, 07:47
+
+5
Потому что пишешь "пачиму"…
avatar

Igratist

  • 16 августа 2010, 08:40
+
-4
Потому что лучше посмотреть футбол, чем чувака, которого нет уже 20 лет

ИМХО
avatar

DryamDryam

  • 16 августа 2010, 09:56
+
+2
DryamDryam… лучше бы промолчал…
avatar

Phoenix

  • 16 августа 2010, 10:48
+
+3
Действительно, этот футбол будет и завтра и послезавтра. А Цоя и его концертов больше не будет никогда, так что дайте помянуть человека, который поднял весь союз и открыл всем глаза! Который собирал полные стадионы не ради денег, а ради самих людей! А футболисты что? работают просто на деньги и всё! Нет толку даже отборочные матчи в чемпионаты пройти! \n Вечная слава Великому человеку, Легенде Русского рока Виктору ЦОЮ!
avatar

Akella

  • 16 августа 2010, 11:15
+
0
Доброе утро, последний герой!\n Доброе утро, тебе, и таким, как ты,\n Доброе утро, последний герой!\n Здравствуй, последний герой!\nЦой ЖИВ
avatar

Witcher2034

  • 17 августа 2010, 01:02
+
0
DryamDryam убейся ап стену!!!\n\nЦОЙ ЖИВ!!! В наших сердцах!
avatar

memoRRRRR

  • 17 августа 2010, 01:39

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Валидный HTMLВалидный CSSRambler's Top100