Астрономы нашли "ободранную" галактику

Европейские астрономы, работающие на обсерватории в горах Чили, обнаружили что в одной из ближайших к нам спиральных галактик внешний слой сорван какой-то неизвестной силой. В качестве возможных объяснений ученые называют столкновение с другой галактикой и воздействие темной материи. Астрономы нашли "ободранную" галактику
Открытие было сделано учеными, работающими на Очень большом телескопе. Очень большой телескоп (Very Large Telescope) — это официальное название инструмента, который европейские ученые построили в чилийской обсерватории, и он вполне оправдывает свое название. Система из четырех телескопов, зеркало каждого из которых имеет диаметр 8,2 метра, позволяет астрономам разглядеть детали, которые недоступны для других инструментов. Теоретически Очень большой телескоп мог бы, например, определить марку припаркованного на Луне автомобиля. Не ярче лампочки Снимки, сделанные этим уникальным инструментом, позволили исследователям увидеть не только сравнительно яркое ядро галактики М87 (которая была открыта еще в 1781 году), но и окружающее ее слабое гало – внешнюю область с меньшим количеством звезд. Яркость этой области, по словам астрономов, не превышает яркости 30-ваттной лампочки, на которую смотрят с расстояния в 15 раз больше расстояния до Луны: без Очень большого телескопа провести его наблюдения было бы невозможно. Результат исследования внешних частей М87 оказался неожиданным: размер гало вокруг галактики был меньше, чем ожидали ученые. Ортвин Гертхальд, один из участников исследования, сообщил в пресс-релизе обсерватории о том, что полученные результаты свидетельствует о какой-то силе, которая сорвала с галактики ее внешние слои. «Это неожиданный результат. Наши математические модели предсказывали, что диаметр галактики окажется в несколько раз больше» — говорит он. Кто «раздел» галактику? Для объяснения увиденного ученые предложили две гипотезы. В одной из них фигурирует активно изучающаяся в последнее время темная материя: сорвать внешние слои с галактики могло скопление невидимой и проявляющей себя только за счет тяготения массы. Поскольку астрофизики уже обнаруживали скопления темной материи вблизи галактик, а с каждым годом ученые узнают о ней все больше – такая гипотеза вполне правдоподобна. Но не единственна. Альтернативное объяснение – это столкновение М87 с другой галактикой. Астрономы измерили скорости галактик и пришли к выводу что М87 и соседняя галактика М86 могут в будущем столкнуться друг с другом: по астрономическим масштабам расстояния между ними невелики и подобные столкновения вполне могли происходить и раньше. М87 примечательна не только тем, что ее «ободрала» в прошлом пока неизвестная сила. Эта галактика – одна из ближайших к нам, а ее ядро содержит гигантскую черную дыру с массой около трех миллиардов масс Солнца. Падающее на нее вещество частично поглощается, а частично выбрасывается за пределы галактического диска со скоростью, приближающейся к скорости света.
  • 22 мая 2009, 11:00