А где тут кнопочка “шедевр”?

А где тут кнопочка “шедевр”?
1-Горизонт выставлен по деревьям справа Лето. Природа. Отпуск. Туризм. Как только распускаются первые весенние цветы, а снег, посерев и съежившись, остается лежать лишь в оврагах, да темных ложбинках, на улицу в массовом порядке выходят фотолюбители, жмурясь от солнечного света. Зимой их фотоаппараты обычно пылятся на полках или используются в редких съемках на праздничных мероприятиях. С приближением лета количество фотографов, вылезающих на природу и улицы, увеличивается вместе с продолжительностью дня. Заодно наступает пора отпусков, а вместе с ним — пора загородных и зарубежных туристических поездок. Во время которых фотоаппараты щелкают бесперебойно, даря их обладателям сотни, а то и тысячи фотографий в неделю. Увы, но по возвращению домой оказывается, что половину снимков можно смело выкидывать в виду их отвратительного качества, а вторая половина не представляет художественной ценности. Конечно, не все так плохо, я утрирую, но согласитесь, количество брака у того, кто редко фотографирует, довольно велико. И если березку под окном или любимое чадо еще можно переснять, то кадры из заграничного тура — практически невозможно. Поэтому фотографировать нужно сразу так, чтобы не было “мучительно стыдно” за отснятое. Бывалые люди говорят, что аппараты у профессиональных фотографов имеют кнопку “шедевр”, за счет чего все их карточки можно смело вешать на стенку или отсылать на различные фотовыставки. Шутка, конечно. Подобных кнопок на профессиональных фотокамерах вы не найдете. И мыльницей можно сделать фотографии гораздо лучшие, чем крутой зеркалкой. Ваши руки и голова, вот что важно. Недавно довелось съездить в Чехию. Привезли оттуда 20 Гб фотографий. Во время первоначального просмотра каждая вторая оказалась в корзине. При этом были найдены типичные ошибки. Результатами их анализа я и поделюсь в этой статье. Конечно, эти советы не помогут вам снять шедевр. Для этого нужна не только техника, но и интересный замысел, идея кадра. Зато снимки станут технически более грамотные. Что само по себе уже неплохо. >>> 1. Заваленный горизонт сколько раз твердили миру...” А воз и поныне там. Наши глаза так устроены, что наклони мы голову, линия горизонта останется в горизонтальном положении. С фотографией все по-другому. Какие-то 2-3 градуса — и снимок при просмотре уже вызывает дискомфорт. Если в качестве горизонта у вас поверхность с уклоном, уклон нужно оставить, но ориентироваться на другие объекты. Например на деревья, которые обычно растут вертикально вверх (рис. 1. “Горизонт выставлен по деревьям справа”). Если глазок” выставить линию горизонта не получается, посмотрите, возможно в фотоаппарате есть специальный режим-сетка. К сожалению, при фотосъемке близстоящих архитектурных строений искажения неизбежны. Единственное, их можно после попробовать убрать в фоторедакторе. 2. Правило двух третей (одной трети) Это негласное правило обычно применяется для съемки пейзажей, но небесполезно и для других фотожанров. Смысл его в том, что при съемке природы небо должно занимать 1/3 или 2/3 поля кадра. Но не половину. А земля (вода), соответственно оставшуюся часть. А где тут кнопочка “шедевр”? 2-Подобные снимки обычно делаются при максимальном значении диафрагмы 3. Регулируйте глубину резкости По-прежнему снимаете на автомате? Ничего страшного, однако начните экспериментировать. Но пока хорошо не освоите ручные режимы, важные кадры снимайте на автоматическом режиме. Сначала изучите режим с регулированием глубины резкости (диафрагмы). Он обычно скрывается за буквой Для пейзажей это значение должно быть максимальным (рис. 2. “Подобные снимки обычно делаются при максимальном значении диафрагмы”). При этом будет уменьшена длительность выдержки, что может привести к смазыванию кадра — следите за этим значением. Если же вы хотите какой-либо объект выделить в фокусе, а задний и передний планы размыть — выставляйте минимальные значения ГРИП.. А где тут кнопочка “шедевр”? 3-Тут нужно было сменить точку съемки или включить вспышку 4. Лицо в тени? Подсветите! Многие любят фотографироваться на фоне красивых пейзажей и панорам. Но сами при этом по разным причинам оказываются в тени. Или же фотограф вынужден встать напротив солнца. В таких случаях лицо получится темным (рис. 3. “Тут нужно было сменить точку съемки или включить вспышку”). Если есть опция компенсации контрового света, используйте ее. А лучше принудительно включайте фотовспышку (возможность такая должна быть на всех камерах). Автоматически она не сработает, так как задний план светлый. Также рекомендуется ее использовать во время съемок в знойный полдень, когда солнце находится в зените: глаза наверняка окажутся в тени. Только постарайтесь, чтобы воздействие вспышки было минимальным — иначе исказится цвет лица. Для этого достаточно просто отойти подальше. 5. Не промахнитесь с фокусом Очень часто при просмотре фотографий с двумя или более персонажами оказывается, что автоматика ошиблась, и в фокусе оказались не лица, а задний план. Неприятно. В фотоаппарате обычно фокусировка выставляется по центру, отсюда и промахи: лица-то по краям. В таких случаях наведите объектив на одного человека, нажмите на половину кнопки спуска, чтобы фотоаппарат настроил резкость, потом, не отпуская пальца, откадрируйте снимок и только теперь щелкайте. Кстати, в последних моделях фотокамер появилась функция определения лиц в кадре, но уверенности в ее 100-процентной эффективность нет. 6. Как снимать контрастные планы Бывает так, что часть будущего кадра находится в тени, другая — на свету. Тут ничего не поделаешь, придется чем-то жертвовать. Хотите выделить темные детали, фокусируйтесь на тени (заодно произойдет замер экспозиции), и уже потом возвращайте кадр в исходную позицию. При этом пострадают светлые области. Хотите получить одинаково проработанными светлые и темные участки, снимите два одинаковых кадра с разными экспозициями, а потом сведите их вместе в растровом редакторе. Возможно, понадобится штатив, чтобы снять два одинаковых кадра. Эта технология называется HDR. 7. Держите крепко фотоаппарат Увы, даже в светлое время суток можно получить смазанный кадр. Поэтому держите камеру двумя руками. Если освещение очень слабое, найдите точку опоры для себя или фотоаппарата. Если нет штатива, посмотрите, можно ли его поставить на твердую поверхность. 8. В какое время суток лучше фотографировать? Некоторые считают, что раз на дворе солнце, то это и есть лучшее, что можно пожелать. Это не так. Хорошее освещение получается, когда небо затянуто легкими облаками. Весной и летом дневные солнечные лучи очень жесткие, соответственно, такими же получаются фотокарточки. Лучше снимать утром или вечером, когда освещение мягче. Правда, на рассвете и закате возникают цветовые искажения. А где тут кнопочка “шедевр”? 4-Кадр базируется на смещении главного объекта и размытого заднего плана 9. Как располагать объект съемки: по центру или сбоку? Как хотите, все зависит только от вашего художественного замысла. Снимаемый объект необязательно должен находиться в центре (рис. 4. “Кадр базируется на смещении главного объекта и размытого заднего плана”). И необязательно — в фокусе. Экспериментируйте, меняйте ракурсы. Снимайте от земли, поднимите камеру над головой. В таких случаях очень пригодится поворотный экран. И учитесь на чужих фотокарточках. Это не зазорно. 10. Как снимать людей? Люди существа непредсказуемые. Особенно они любят закрывать глаза в то время, когда вы нажимаете на кнопку “спуск”. Поэтому не ленитесь делать пару дублей. Также вспомним три стандартных формата съемки людей: портрет (только лицо), человек по грудь и во весь рост. Есть возможность, делайте все варианты. 11. Вред максимального значения ИСО При использовании автоматического режима при недостатке освещения фотокамера повышает значение ISO (аналог чувствительность пленки). Но на максимальных значениях снимок покрывается мелкими цветными точками. Хотите этого избежать, переводите аппарат на полуавтоматический режим и выставляйте ИСО на одно деление меньше максимального. Диафрагму на минимум, выдержку на максимум. А лучше всего зафиксировать аппарат чтобы уменьшить вред от шевеленки, включить ручной режим и опытным путем подбирать значения: обычно регулируют выдержку. Так легче снимать ночью. 12. В каком формате снимать? JPEG или RAW? Профессионалы выбирают второе, любители первое. RAW, с одной стороны, позволяет провести более точную постобработку снимка, с другой, просматриваются не всеми графическими вьюверами и нуждаются в переводе в JPEG или TIFF с помощью raw-конвертера. Что автоматически увеличивает время обработки. Представьте себе 1000 RAW-файлов. Пусть на конвертацию каждого будет потрачено около минуты. Это уже 16 часов. Вы найдете столько времени? Вряд ли. Так что не переживайте и снимайте в JPEG, не забыв выставить максимальное качество. А RAW оставьте для профи или используйте при съемке технически сложных кадров. 13. Сделали кадр, посмотрите отснятое В идеале, каждый раз нужно сразу смотреть что у вас получилось. Вдруг что-то не так. К сожалению, LCD-экраны недостаточно хороши, поэтому понять, в фокусе ли объект, можно только воспользовавшись функцией увеличения. Заодно сразу удаляйте неудачные кадры. Увы, подобное использование LCD-экрана быстро сажает аккумулятор. 14. Много не значит хорошо После того, как пленка, вмещавшая максимум 36 кадров, канула в Лету, и появились вместительные флеш-карты, фотографы получили возможность снимать очень много. Только успевай нажимать. Хорошо, так как можно экспериментировать. Неделя в Праге дала мне две с лишним тысячи фотографий. После первого прореживания я оставил 1200. А теперь задумайтесь, кто их будет смотреть? Пусть 5 секунд на кадр. Получается 100 минут. Мало какой гость выдержит. Поэтому запишите черновик на DVD-диск, а для знакомых оставьте сотню самых интересных фотографий. Чем меньше, тем лучше. Так вы сможете увеличить время просмотра каждой и сможете добавить при просмотре свои личные комментарии. Не можете проредить? Все снимки кажутся замечательными? Уверяю, через неделю-другую вы найдете в них больше недостатков, вот тогда и удаляйте лишнее. 15. Советы на дорожку Учитесь сразу делать толковый кадр, чем потом его “вытаскивать” в фоторедактор, так как это не всегда возможно. Не загораживайте пальцем вспышку или объектив, тем паче не ставьте на линзе отпечатки пальцев. А испачкав ее, протирайте только специальной тканью, так как поверхность линзы вещь ранимая. И еще, помните, что у всех правил есть исключения. Но сначала нужно твердо выучить правила. Чтобы сделанная вами фотография стала исключительной. Успехов вам. (Опубликовано в газете «Мой друг компьютер», № 14, июль 2009 года. Здесь дана авторская редакция.)
  • +8
  • 24 августа 2009, 02:20
  • Freedom

Комментарии (6)

RSSсвернуть /развернуть
+
+2
угу, вот только с зеркалкой фотки все равно получаются на порядок качественней, даже если фотографируешь плохо ab
avatar

AloneWolf

  • 24 августа 2009, 07:18
+
+3
дельные советы af
а на зеркулку не всех деньги есть, да и на цифровую мыльницу тоже кадры неплохие получаются, если руки растут откуда надо)
avatar

deadkeda

  • 24 августа 2009, 10:53
+
0
зачот! ay
avatar

Returs

  • 24 августа 2009, 14:02
+
0
это нужно знать всем!
спасибо ab
avatar

Kalipso

  • 24 августа 2009, 15:29
+
+1
самое главное в фотоделе — видеть кадр, а всякие технические умения — дело десятое :)
avatar

UnCo

  • 24 августа 2009, 16:40
+
+2
ac
avatar

NDW

  • 24 августа 2009, 16:59

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Валидный HTMLВалидный CSSRambler's Top100