Наука и фантастика №25

Наука и фантастика №25 Китай создаст собственную космическую станцию. К 2020 году Китай планирует ввести в строй свою первую орбитальную станцию. Ожидается, что она будет состоять из трех модулей, главный из которых будет весить около 20 тонн. Как рассказал главный конструктор китайских спутников «Шэньчжоу» Ци Фарэнь, к главному модулю смогут пристыковываться пилотируемые экспедиции, а также автоматически управляемые космические корабли с грузами. По материалам газеты «Правда»
Сейчас китайские астронавты во время пилотируемых запусков совершают операции, которые требуются при создании орбитальной станции. Стыковку двух космических аппаратов китайцы намерены осуществить не позднее 2011 года. Кроме того, в конце 2010 года планируется запуск нового непилотируемого аппарата «Тяньгун- I». Он должен состыковаться со спутником «Шэньчжоу- VIII», который запустят в 2011 году. «Запустив „Тяньгун- I“, мы совершим стыковку в космосе, — сказал Ци Фарэнь. — Предполагается осуществить стыковку не только с „Шэньчжоу-VIII“, но и с „Шэньчжоу- IX“, и с „Шэньчжоу- IX“. Затем, если все пройдет удачно, мы пристыкуем к “Тяньгун- I” пилотируемый космический корабль», — добавил он. Напомним, что 1 марта китайский спутник Chang'e — 1 завершил лунную миссию. Он совершил запланированное падение на поверхность спутника Земли. Прилунение управлялось с Земли. Таким образом, космический аппарат завершил свою 16-месячную миссию, во время которой он сделал множество детальных снимков, на основе которой ученые составили первую китайскую карту естественного спутника Земли. В Египте найдены древние статуи Аменхотепа III. Группа египетских и европейских археологов нашла две статуи фараона Аменхотепа III, который правил Египтом около 3,4 тысяч лет назад, сообщил высший совет по древностям страны в четверг. Одна из статуй сделана из черного гранита. Вторая статуя – сфинкс с головой фараона. Правление Аменхотепа III ознаменовалась возрождением египетской культуры и искусства и обширным строительством, а его сын – фараон Эхнатон – известен своей попыткой ввести в стране культ бога Солнца. Это первая известная в мире монотеистическая религия. По материалам Газета.ru Mars Reconnaissance Orbiter полностью восстановился. В американском космическом агентстве NASA сообщили, что марсианский орбитальный аппарат Mars Reconnaissance Orbiter полностью восстановился после сбоя, произошедшего на прошлой неделе. В пресс-службе ведомства говорят, что спутник вновь приступил к выполнению научной программы по исследованию Марса и его атмосферы. Сообщается, что над ликвидацией сбоя совместно работали инженеры лаборатории реактивного движения NASA, а также программисты из Lockheed Martin Space Systems. Cбой возник 23 февраля, тогда же аппарат неожиданно дал команду на перезагрузку основного бортового компьютера. Специалисты отмечают, что встроенная система безопасности защитила аппарат от сбоев, но в таком режиме работы пользы от Mars Reconnaissance Orbiter как такового нет. Всего с начала работы на орбите Марса в 2005 году Mars Reconnaissance Orbiter 5 раз входил в аварийный режим. В отношении последнего сбоя инженеры говорят, что его спровоцировал кратковременный перепад напряжения, который длился всего 9 микросекунд. Вызван перепад был мощным потоком космического излучения, которое прошло сквозь зонд. «Мы провели тщательный анализ ситуации и проверку всех систем Mars Reconnaissance Orbiter. В данный момент функциональность зонда полностью восстановлены и все системы работают штатно», — говорит менеджер миссии Дэн Джонстон. По материалам CyberSecurity.ru Найден ген рака поджелудочной железы. Экспериментальные исследования ученых из Мичиганского университета показали, что уровень экспрессии гена ATDC в раковых клетках в 20 раз превышает этот показатель для здоровых клеток поджелудочной железы. Кроме того, указанный ген значительно снижает эффективность современных методов лечения, делая опухоль невосприимчивой к химио- и радиотерапии. «Основная опасность рака поджелудочной железы заключается в том, что образовавшаяся опухоль быстро разрастается и плохо поддается лечению, — говорит один из авторов работы Дайан Симеоне (Diane Simeone). — Как мы выяснили, подавление функций ATDC может повысить действенность разработанных к настоящему моменту лечебных процедур». Заметим, что именно рак поджелудочной железы считается самым опасным раковым заболеванием, по данным Американского общества борьбы с раковыми болезнями, в 2009 году только в США он будет диагностирован у 37 680 человек, а число летальных исходов достигнет 34 290. Прояснить роль ATDC в развитии смертельного заболевания помогли эксперименты на мышах: исследователи ввели одной группе животных «обычные» опухолевые клетки, а другой — клетки, экспрессия гена в которых подавлялась. По прошествии 60 дней у всех особей из первой группы было отмечено значительное увеличение размеров опухолей, активно прораставших в окружающие ткани и давших метастазы, животные из второй группы показали лишь минимальные признаки роста опухолей. Дальнейшее изучение подопытных животных позволило экспериментаторам сделать еще несколько важных наблюдений. К примеру, ученые выяснили, что экспрессия ATDC происходит наиболее интенсивно в тот период, когда предраковые клетки испытывают злокачественное перерождение. Была также установлена связь между действием гена и повышением уровня белка бета-катенина, который играет важнейшую роль в развитии заболевания. В настоящий момент исследователи продолжают собирать сведения о влиянии, оказываемом ATDC. Предварительные результаты говорят о том, что этот ген способствует развитию многих других форм рака — в частности рака мочевого пузыря и легких. Отчет ученых опубликован в мартовском номере журнала Cancer Cell. По материалам Компьюлента «Нежелательные» эволюционные изменения обратимы. Ученые из Университета Стони Брук (США) получили опытные данные, опровергающие предположения некоторых специалистов о необратимости генетических изменений. Наблюдения за популяциями рыб, продолжавшиеся около десяти лет, показали, что остановить процесс уменьшения средних размеров особей, давно замеченный биологами, вполне возможно. По словам Дэвида Коновера (David O. Conover), возглавившего исследования, развитие этого процесса является естественным результатом деятельности человека: на протяжении столетий рыбаки сознательно выбирали для отлова самую крупную рыбу. Такой «неестественный отбор» — в полном соответствии с биологическими законами — и запустил механизм постепенного сокращения размеров взрослых особей и снижения их способности к производству потомства. Для проведения лабораторных опытов исследователи избрали атлантическую менидию — промысловую рыбу, которую добывают по всему восточному побережью Северной Америки. Ученые последовательно на протяжении пяти поколений (длительность этого подготовительного периода составила примерно пять лет) отделяли от общей массы рыб самые крупные экземпляры. По истечении отведенного срока было отмечено резкое сокращение средних размеров взрослых особей менидий. Затем наступил период «восстановления» популяции, также продолжавшийся пять лет. Как сообщают ученые, на этом этапе размер рыб постепенно приходил в норму. По подсчетам группы доктора Коновера, для полного восстановления популяции должно смениться около 12 поколений, однако в естественных условиях эта цифра может кол*****ся в довольно широких пределах. Если специалисты не ошибаются в своих оценках, для промысловых рыб период возврата к исходному состоянию должен растянуться на десятилетия, поскольку смена поколений у них занимает от трех до семи лет. К примеру, при такой скорости процесса на восстановление популяции трески уйдет 60 лет. «Для рыбоводческих хозяйств это, безусловно, хорошие новости, — замечает господин Коновер. — Однако интенсивности процессов изменения и возврата в исходное состояние сильно отличаются. Как бы там ни было, лучшая тактика — постараться избежать появления эволюционных изменений». Наиболее разумно, с точки зрения Дэвида Коновера, будет ввести ограничения на вылов крупной рыбы. По материалам Компьюлента
  • 15 апреля 2009, 13:00
  • Forge