Наука и фантастика №37

Наука и фантастика №37 Найдена самая лёгкая экзопланета Французские астрономы сообщили об открытии самой легкой из всех известных на сегодня планет, расположенных за пределами Солнечной системы. Новая планета всего лишь вдвое тяжелее Земли, а вращается она вокруг звезды Gliese 581, удаленной от нас на 20,5 световых лет. Ученые с сожалением говорят, что новая экзопланета совершенно точно необитаема, так как расположена она слишком близко к своей звезде, которая выжигает всего на поверхности планеты. Обнаружить планету удалось при помощи 3,6-метрового телескопа Ла Силла, расположенного в Чили (Южная Америка).
«При том, что масса новой планеты всего в 1,9 раза превышает массу Земли, эта планета, скорее всего, обладает твердой поверхностью. Ранее вокруг звезды Gliese 581 было обнаружено три планеты, масса каждой из которых превышает массу Земли», — рассказывает Хавьер Бонфилс из обсерватории города Гренобля во Франции. По его словам, новая планета была обнаружена тем же методом, что и все остальные — по отражению планеты от звезды, когда та проходила по прямой линии между самой звездой и планетой. Данный метод имеет ряд существенных ограничений. Он, в частности, не слишком хорошо подходит для обнаружения небольших планет. При помощи него находятся в основном так называемые горячие Юпитеры — большие планеты, расположенные сравнительно близко к своим звездам. Новая планета в системе Gliese 581 сейчас занимает второе место и находится за орбитой планеты Gliese 581e, масса которой превышает массу Земли в 16 раз. За орбитой новой планеты расположены еще по крайней мере две планеты — Gliese 581с и Gliese 581d, которые по своей массе превышают Землю в 5 и 7 раз соответственно. Первая планета в этой системе была обнаружена в 2007 году. Новая планета, которая привлекла внимание ученых, обращается вокруг своей звезды всего за 3,15 земных суток и находится она за пределами так называемой «обитаемой зоны», где температура достаточна для существования воды в жидком состоянии. Что касается крупнейшей планеты этой звездной системы, то ученые полагают, что она покрыта водой, которая, однако, не испаряется с поверхности планеты из-за слишком сильного давления на поверхности Gliese 581е. Астрономы отмечают, что при обнаружении планеты использовалась новая техника поиска планет, пригодных для жизни. В основе техники лежит световое излучение, отражаемое планетой, в зависимости от длины волны света можно определить наличие на ней тех или иных соединений, например воды или газовой атмосферы. По материалам CyberSecurity.ru Американец отправил сообщение в социальную сеть силой мысли Исследователь из Университета Висконсин-Медисон Адам Вилсон отправил сообщение в социальную сеть Twitter с помощью головного мозга. Вилсон работает над проблемами людей страдающих поражениями двигательной системы: у них не двигаются руки, но мозг функционирует нормально, отмечает он в своем докладе.По словам ученого, первое о чем просят такие пациенты — это возможность контактировать с другими людьми. Устройство, разработанное Вилсоном, представляет собой специальную шапку с электродами, с помощью которых снимается энцефалограмма мозга. Этот сигнал передается на компьютер, перед которым сидит пользователь, а на экране по очереди загораются буквы алфавита. Когда загорается нужная буква, посылает мозгом сигнал «стоп». В этот момент активность самого мозга резко меняется и происходит выбор буквы. «Это напоминает выбор буквы при наборе SMS в мобильном телефоне», — объясняет изобретатель. Таким образом, можно набрать полноценное сообщение, которое с помощью команд, также передаваемых мозгом, можно отправить, например, в социальную сеть, где его прочтут другие, продолжает Вилсон. По материалам Радио Свобода В задержке усмтвенного развития мужчин виноваты женщины Генетики нашли девять генов на Х-хромосоме, которые приводят к задержке умственного развития у мужчин. Заболевание это наследственное. Правда, гены передаются не от отцов, а от матерей. Задержка умственного развития имеет разную природу. Иногда она обусловлена грубыми хромосомными нарушениями, как при синдроме Дауна. Но есть случаи наследственной умственной отсталости, которая передается с Х-хромосомой. Это заболевание встречается почти исключительно у мужчин, что объясняется характером наследования. У женщин две Х-хромосомы, и неблагоприятная мутация на одной копии компенсируется нормальным геном на другой копии. Но у мужчин только одна Х-хромосома — от матери, поэтому дефектные гены проявляют свое действие. Болезнь исследовали ученые, составившие глобальное научное сообщество — более 70 исследователей из Великобритании, Испании, Бельгии, Южной Африки, Нидерландов, Франции, Германии, США, Австралии. Результат их пятилетней работы опубликован в журнале Nature Genetics. «Это самое большое секвенирование ДНК с целью изучения наследственных болезней человека, которое когда-либо проводилось», — говорит руководитель работы профессор Майк Страттон (Mike Stratton) из Института Сенгера (Wellcome Trust Sanger Institute) в графстве Кембриджшир. Генетики проанализировали Х-хромосому в 208 семьях, где зарегистрировано два и более случаев умственной отсталости, которая поражает мужчин, но передается по женской линии. Среди них — семьи из Великобритании, других европейских стран, США, Австралии и Южной Африки. В 203 семьях ДНК взяли у мужчин, а в пяти — у женщин-носительниц, которые имели нормальный IQ. Впрочем, как уточнили авторы работы, с генетической точки зрения неважно, чью ДНК они использовали. В 26,4% случаев умственная отсталость у мужчин была выражена в сильной степени (IQ 20-34), в 46,2% — в средней (IQ 35-49) и в 24,5% — в умеренной (IQ 50−69). Контрольную группу составили европейцы из здоровых семей. Найти на Х-хромосоме гены, связанные с данным заболеванием, теоретически можно несколькими путями. Ранее ученые уже применяли методы поиска ключевых участков по маркерам — фрагментам ДНК, но полный анализ всей Х-хромосомы до сих пор не проводили. Столь большая команда исследователей впервые в мире смогла провести секвенирование — определение последовательности нуклеотидов в цепи ДНК всей Х-хромосомы в группах наследственно неблагополучных и здоровых семей. Ученые отсеквенировали 718 генов Х-хромосомы из 829, имеющихся в базе данных. Их задача состояла в том, чтобы выявить все варианты нуклеотидной последовательности (например, замены одного нуклеотида на другой) и определить их связь с заболеванием. Из 1769 найденных вариантов 855 наблюдались множественно, то есть встречались в хромосомах многих наследственно неблагополучных семей. Очевидно, именно они имеют связь с заболеванием. Среди них нашлись мутации, которые приводили к укорачиванию аминокислотной цепи синтезируемого белка, и те, которые делали фрагменты цепи ДНК бессмысленными. В итоге генетики выявили девять генов, мутации (вариации последовательностей нуклеотидов) в которых имеют связь с Х-хромосомной задержкой умственного развития. Это гены SYP, ZNF71, CASK, AP1S2, BRWD3, CUL4B, SLC9A6,UPF3 и ZDHHC9. Они кодируют белки, так или иначе участвующие в клеточных процессах. Очевидно, при дефекте генов эти клеточные процессы нарушаются в нейронах мозга. Белки этих генов участвуют в работе синапсов — контактов между нейронами (SYP, CASK), помогают пузырькам-везикулам пронести молекулу-нейромедиатор через синаптическую щель (AP1S2), поддерживают структуру хроматина — комплекса ДНК с белками (BRWD3), разрушают бессмысленные РНК (UPF3B). Кроме того, они отвечают за модификацию аминокислотной последовательности после ее синтеза (ZDHHC9) и за ионный обмен (SLC9A6). При мутациях в тех или иных генах задержка умственного развития осложняется другими симптомами. Наблюдается эпилепсия и нарушение координации движений (SYP, SLC9A6), макроцефалия (BRWD3), относительная макроцефалия, недоразвитие половых органов, ожирение и тремор (CUL4B), непроизвольные движения глаз — нистагм (CASK). Наследственные заболевания, передающиеся с Х-хромосомой, которыми болеют в подавляющем большинстве случаев мужчины, генетики изучают уже 25 лет. Доктор Люси Рэймонд (Lucy Raymond) из Кембриджского университета и профессор Майк Страттон из Института Сенгера возглавили масштабное исследование с целью найти новые гены, мутации в которых приводят к различным наследственным болезням. Генетический анализ задержки умственного развития — важный этап в каталогизации генов Х-хромосомы. Как говорят авторы работы, открытие генов, связанных с этим серьезным заболеванием, позволит семьям иметь полную информацию о риске патологии у будущего ребенка, чтобы сознательно планировать свое будущее. По материалам inbox.ru