Наука и фантастика №38

Наука и фантастика №38 Учёные расшифровали древнейший текст Голландии Ученые нашли самый старый на территории Нидерландов письменный текст. Им оказалась найденная в 1914 году около деревушки Толсюм в северной провинции Фрисландия дощечка с записью на латинском языке.
Исследователи Фризского музея и Фризского исторического центра смогли определить, что текст был написан 23 февраля 29 года нашей эры. На дощечке оказалось записанным долговое обязательство солдата из племени батавов, проживавшего в те времена на территории нынешних Нидерландов. Письменный памятник изучали работающие в настоящее время в этих музеях профессора Оксфордского университета Элан Боуман и Роджер Томлин и профессор Лейденского университета Клаас Ворп. В Римской империи для письма использовались деревянные дощечки, покрытые воском, по которому писали грифелем. На найденной во Фрисландии дощечке автор записи так сильно нажимал на грифель, что буквы остались на дереве в виде вмятин. При помощи фотографирования текста под различными углами и при разном освещении ученым удалось его прочитать. По материалам Газета.ru Шум в ушах начнут использовать для идентификации личности В скором времени музыкальные мобильные телефоны и плееры будут узнавать владельцев по уникальным ушным шумам. Исследования ученых Southampton University показали, что едва слышимые шумы, доносящиеся из ушей человека, вполне пригодны для идентификации личности. Планируется, что уже в ближайшем будущем появятся системы безопасности, использующие «ушные» технологии. Звуки производятся волосковыми клетками внутри ушной улитки, которые отвечают за восприятие звуковых волн и преобразование их в электрические импульсы, поступающие в мозг. Как оказалось, отоакустическая эмиссия (именно такое название получило это явление), производимая каждым человеком, полностью уникальна. «Эти звуки не слышны самому человеку, более того, обычно люди даже не подозревают об их существовании, — рассказывает доктор Стефен Биби, возглавляющий исследования. — В ходе своей работы мы убедились, что они могут послужить отличным средством биометрии». Это достижение позволит людям полностью избавиться от головной боли, связанной с запоминанием множества паролей, кодов и ключевых слов, используемых для идентификации в банках и других службах. В скором времени человеку будет достаточно просто поднести телефонную трубку к уху или же надеть наушники, чтобы подтвердить свою личность. Наиболее очевидное применение идентификации по ушным шумам — создание противоугонных комплексов для такой мобильной электроники, как аудиоплееры и сотовые телефоны. К примеру, украденный плеер просто не будет работать, не опознав хозяина по ушным шумам. Сейчас ведутся работы по определению надежности и точности метода отоакустической эмиссии. По мнению ученых Southampton University, в сочетании с другими распространенными методами биометрии их разработки помогут сделать рутинные операции идентификации. Кольца Сатурна искривились На снимке, сделанном 12 марта, виден небольшой спутник Сатурна Прометей, который вызывает гравитационные возмущения в небольшом кольце F. Совсем небольшое кольцо F шириной всего несколько десятков километров было открыто в 1979 году. Его особенность в том, что оно регулярно претерпевает изменения. Все дело в том, что два спутника, Прометей и Пандора, находящиеся, соответственно, с внутренней и внешней по отношению к Сатурну части кольца, расположены настолько близко, что оказывают гравитационное воздействие на материал колец. Поэтому в кольце образуются спиралеподобные образования.Снимок сделан с расстояния примерно 950 000 километров. В Македонии нашли средневековый клад 4300 византийских монет XII-XIII веков найдены на востоке Македонии. С одной стороны изображен Иисус Христос или Дева Мария, а с другой — император Мануил I Комнин. Ранее в этом регионе археологи нашли монеты времен отца Александра Македонского — Филиппа II. Глава археологического музея македонского города Струмица Зоран Руяк объявил об обнаружении одного из крупнейших и ценнейших средневековых кладов в истории Македонии. Исследуя средневековый слой в местечке Цареви Кули, историки обнаружили два глиняных сосуда, внутри которых лежали в общей сложности 4300 монет, которые датированы второй половиной XII века — началом XIII века. В интервью македонскому изданию Utrinski vesnik Руяк рассказал, что деньги были изготовлены во времена правления византийских императоров Мануила I Комнина и его преемников. После падения Западной Римской империи территория современной Македонии вновь подпала под влияние Константинополя в 1018 году с крушением Болгарского царства. В рамках Византийской империи Македонию поделили на фемы Болгария, Фессалоника и собственно Македония, которыми управляли воеводы-стратиги. Вхождение в состав Византии ускорило процессы феодализации и привело к усилению налогового бремени: натуральные подати в пользу государства были заменены денежными. Существовали также поземельный, подымный и налог на имущество. Македоняне вынуждены были платить их византийской монетой, которую и раскопал Руяк. С одной стороны монеты древний мастер изображал лик Иисуса Христа или Девы Марии. На другой стороне фигурирует Мануил Комнин — либо в одиночестве, либо рядом с другим правителем или благословляющим его Христом. Ранее в Цареви Кули находили античные монеты. Древнейшие датируются 350 годом до нашей эры, на них изображен профиль Филиппа II Македонского. В Струмице обнаружены монеты I века до нашей эры, II-III веков нашей эры, периода Первой и Второй мировых войн. По материалам infox.ru В США созданы рыбы-самцы, способные метать икру Биологи из Государственного университета штата Огайо провели необычные генетические исследования: ученые вывели генно-модифицированную рыбу, обладающую двумя женскими хромосомами Х, но являющуюся в генетическом смысле рыбой мужского пола. В качестве подопытного образца был выбран пресноводный синец. Ученые рассказывают, что получившиеся «супер-самцы» примерно в два раза больше обыкновенных самцов, что соответствует размерам самок-синцов и обладают в два раза большими запасами полезных веществ, что выгодно для промысла рыбы. По словам биологов из аквалаборатории Огайо, синцы, так же как и люди, имеют разный набор половых хромосом — у самцов — XY, а у самок — XX. Однако в лабораторных условиях рыбы получили вторую женскую хромосому X дополнительный запас женского гормона эстроген, сделавшего их в биологическом смысле рыбами-самками, но в генетическом рыбами-самцами. В итоге генно-модифицированные самцы смогли метать икру, являясь особями мужского пола. Для оплодотворения такой икры биологи использовали молоку обычных рыб-самцов. Согласно генетическим моделям, 25% потомства «супер-самцов» будет нормального женского пола, 50% потомства мужского пола и еще 25% — таких же «супер-самцов». При этом, когда супер-самцы сами оплодотворяют икру самок, то все потомство, производимое на свет является женского пола. Ученые из Огайо говорят, что их метод генного моделирования является экологически и генетически безопасным, так как производится только в лаборатории. По материалам CyberSecurity.ru