Ученые пытаются спасти дьявола

На острове Тасмания вблизи Австралии ученые пытаются спасти от вымирания уникальное эндемичное животное — тасманийского сумчатого дьявола.
Свое имя «дьявол» — систематическое, а не прозвище — животное получило за жуткие вопли, которые оно издает при драках за самку или пищу, а также за невероятную агрессивность. В конце 90-х годов прошлого века началась эпизоотия тасманийских дьяволов — они повально начали болеть вирусным раком, от которого не имеют иммунитета. Внешние признаки болезни ужасающие: на морде животного образуются огромные опухоли, которые не дают ему возможности питаться, охотиться и даже просто видеть. В результате дьявол погибает от голода, причем смертность в некоторых популяциях может достигать ста процентов.
Чтобы сохранить уникальных животных, сотню еще здоровых особей отловили и перевезли на континент в специальный питомник. А с больными работала группа исследователей, которые провели генетический анализ тканей и обнаружили, что вместо 14 пар хромосом в опухолевых тканях содержится только 13, причем дефектных. Эти дефектные клетки бесконтрольно размножаются, образуют крупные опухоли и убивают животное. Это заболевание можно принять за особый вид рака. Хотя считается, что рак не заразен, в данном случае дефектные клетки не образуются из клеток самого организма, как «положено» при онкологическом заболевании, а заносятся извне.
Болезнь, которая появилась, вероятно, в результате мутации какой-то одной особи дьявола (а может, и нескольких сразу), передается через кровь, что в случае этого драчливого существа более чем вероятно. Фактически дьявол поплатился за свой скандальный характер. Сейчас осталось всего примерно 20% дьяволов. Впрочем, природа позаботилась о животных, и они сами придумали методику выживания — самки дьявола стали вступать в половую жизнь значительно раньше, а заниматься любовью значительно дольше, чем до эпизоотии, когда брачный период длился у них от двух до двух с половиной месяцев. И если ранее у самки было 2-4 детеныша, то теперь почти всегда максимум — четыре.
Так что надежда на спасение несчастного дьявольского отродья есть. К тому же дьявол живет уже в нескольких зоопарках мира. И хоть его потомство почти нежизнеспособно, успехи клонирования безусловны. Да еще и та сотня дьяволов на австралийском континенте.
Комментарии (3)
gordon
pusik
pank